Говоря о Сверхчеловеке нельзя не вспомнить про Ницше.
В своих работах Ницше пытался открыть новое состояние человеческого духа – Сверхчеловека. Кто же он “Сверхчеловек” Ницше?
- Это личность, которая руководит собственным опытом, создает собственную судьбу.
-
- Это “аристократ” духа.
- Человек толпы никогда не станет сверхчеловеком. “Жизнь – это источник наслаждения, но там, где пьет толпа, все источники отравлены”. По сути, в его философии завершается логическое оформление идей европейского гуманизма: дерзновение человека устроиться на земле без Бога или стать равным Ему, провозглашение безграничности его возможностей.
-
- Он не зависит от Бога, от общественных и исторических ограничений.
-
- Главная ценность – “благородное”, то, что стоит “по ту сторону добра и зла”.
Ницше протестует против инстинктов жизни обывателя. Рождение его сверхчеловека должно идти радостно, эстетично и героически, но… и вне морали. Он должен преодолеть все мелочное и презренное, совершить прорыв к вершине человеческого духа. И это восхождение есть путь “навстречу своему высшему страданию и своей высшей надежде”.
-
- Жизнь – постоянная борьба. Надо свободно идти навстречу жизни и мужественно заглянуть в лицо смерти.
-
- Цель жизни – в творческом труде, созидании, поиске истины, в преодолении самого себя. Но на это способны не все, а лишь те, кто наделен “волей к мощи”.
-
По сути, это призыв Ницше к саморазрушению “твари” в человеке для самосозидания в нем “творца”.
Как притягательны и вдохновенны казались эти идеи Ницше. Сам он писал:
Да, я знаю, знаю, кто я:
Я, как пламя, чужд покоя.
Жгу, сгорая и спеша.
Охвачу – сверканье чуда,
Отпущу – и пепла груда.
Пламя – вот моя душа.
Но своими идеями он сжигает самого себя. По словам современников, в частной жизни Ницше был необыкновенно любезным, мягким и сострадательным человеком. Все поддавались обаянию его личности и благородству его характера. Но в идеях он был непреклонен и беспощаден. И эта борьба за недостижимое, возвышенная до героизма, привела его к гибели. В 1889 г. Ницше охватывает безумие. И последние одиннадцать лет его жизни – это кошмар одиночества: без друзей, без семьи, без связей, в бедности, в отчуждении и презрении и без проблесков сознания и счастья.
Сам Ницше очень интересовался Россией, высоко ценил русскую литературу. Он был одним из немногих европейских писателей XIX века, открыто признававших влияние на свое творчество русских мыслителей и писателей. Среди его знакомых было немало выходцев из России. Высоко оценивал Ницше и будущность России, духовные силы русского народа. Он отмечал, что когда эти силы прорвутся на свет, русский народ “удивит весь мир чем-то новым, глубоким и сильным”. О самом Ницше в России официально заговорили в 1892 г. в журнале “Вопросы философии и психологии”. Первая книга Ницше на русском языке была напечатана в 1898 г. Это был трактат “Так говорил Заратустра”.
Многие его труды печатались с сокращениями или вовсе запрещались церковной цензурой как антирелигиозные.
Причина кроется в той политической, культурной и социальной среде, которая сложилась в то время в России. Это время поиска новых путей развития, новых идей, пробуждения самостоятельной философской мысли, широкого революционного движения.
Но идеи Ницше глубоко запали в душу русских мыслителей, литераторов и интеллигенции в целом.