Авиакатастрофа польского самолета Ту-154 под Смоленском
10 апреля 2011 года

Год назад - 10 апреля 2010 года - в авиакатастрофе под Смоленском потерпел крушение самолет президента Польши Леха Качиньского Ту-154. В крушении погибли 96 человек, в том числе Лех Качиньский, его супруга Мария, члены польского правительства.

Ниже приводится справочная информация.

10 апреля 2010 года под Смоленском потерпел крушение самолет президента Польши Леха Качиньского Ту-154. В крушении погибли 96 человек, в том числе Лех Качиньский, его супруга Мария, члены польского правительства, президент Национального банка Славомир Скшыпек, экс-министр обороны и кандидат в президенты Ежи Шмайдзиньски, последний президент Польши в изгнании Рышард Качаровский, начальник генерального штаба Франтишек Гонгор и около 50 депутатов Сейма. Все они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в мемориальных мероприятиях.

Согласно опубликованному 12 января 2011 года окончательному отчету Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по результатам расследования катастрофы под Смоленском, 10 апреля 2010 года в 10.41 мск в процессе выполнения захода на взлетно-посадочную полосу (ВПП) 26 аэродрома Смоленск "Северный" и снижения ниже установленной минимальной безопасной высоты (100 м) в метеоусловиях хуже установленного минимума аэродрома, воздушного судна и командира, потерпел катастрофу самолет Ту-154М бортовой номер 101 государственной авиации Республики Польша, выполнявший нерегулярный международный рейс по перевозке пассажиров по маршруту Варшава - Смоленск "Северный".

Вылет из Варшавы, согласно первоначальной заявке планировался на 8.30. Однако позднее в план полета было внесено изменение, время вылета было сдвинуто на 9.00. Фактически взлет из Варшавы был выполнен в 9.27 с задержкой относительно перенесенного планового времени вылета на 27 минут.

В 10.09, находясь под управлением Минск-Контроль, экипаж запросил расчетное снижение до высоты 3900 метров. Снижение было разрешено.

В 10.14 в процессе снижения диспетчер Минск-Контроль передал на борт информацию о том, что на аэродроме Смоленск "Северный" туман, видимость - 400 метров.

В 10.22 Ту-154М был передан под управление диспетчера Москва-Контроль. Диспетчером было разрешено дальнейшее снижение до 3600 метров, после чего борт был передан под управление группы руководства полетами аэродрома Смоленск "Северный", позывной "Корсаж".

Связь с диспетчером аэродрома Смоленск "Северный" экипаж установил в 10.23.

Руководитель полетов аэродрома Смоленск "Северный" уточнил у экипажа остаток топлива (11 тонн), запасные аэродромы (Минск, Витебск) и сообщил, что на "Корсаже" туман, видимость - 400 метров, условий для приема нет. Дополнительно была дана температура - плюс 2 градуса и давление аэродрома - 745 мм рт. ст.

Несмотря на фактическую погоду, в 10.25 экипаж запросил "пробный" заход. Диспетчер разрешил выполнение захода, но в последующем предупредил экипаж о снижении до высоты не ниже 100 метров и о готовности к уходу на второй круг с данной высоты.

В ходе дальнейшего снижения и полета на высоте круга (500 метров по давлению аэродрома) экипаж Ту-154М вел переговоры с экипажем Як-40, который произвел посадку ранее. Экипаж Як-40 несколько раз информировал экипаж Ту-154М о плохой погоде и видимости на аэродроме 200 метров.

Экипаж Ту-154М продолжил заход и снижение на посадочной прямой. На удалении около 1100 метров от торца ВПП 26 и левее продолженной оси ВПП примерно 35 метров произошло первое столкновение с верхушкой дерева на высоте около 11 метров от поверхности земли. Столкновение произошло до ближней приводной радиостанции с маркером (БПРМ). Превышение местности в районе БПРМ составляет 233 метров, превышение торца ВПП 26 составляет 258 метров. Таким образом, в момент столкновения самолет находился приблизительно на 15 метров ниже торца ВПП 26.

В дальнейшем, через приблизительно 245 метров от точки первого столкновения и боковом уклонении примерно 60 метров левее продолженной оси ВПП произошло столкновение самолета с березой с диаметром ствола 30-40 см, что привело к разрушению левого полукрыла самолета и интенсивному кренению влево. В дальнейшем, в перевернутом положении самолет столкнулся с землей и полностью разрушился. Возникший незначительный очаг наземного пожара на месте происшествия был ликвидирован прибывшими пожарными бригадами через 18 минут после авиационного происшествия.

В результате столкновения все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли. Кроме четырех членов летного экипажа на борту находилось 3 бортпроводника, 88 пассажиров и 1 представитель службы безопасности; всего 96 человек, все граждане Республики Польша.

Авиационное происшествие произошло в 10.41 местного времени.

В связи с авиакатастрофой под Смоленском в Польше и России был объявлен траур. В России днем скорби стало 12 апреля, в Польше объявлена траурная неделя.

Лех и Мария Качиньские были погребены в Кафедральном соборе королевского замка Вавель в Кракове. На варшавском кладбище "Повонзки" похоронены 28 жертв авиакатастрофы.

15 августа 2010 года президент Польши Бронислав Коморовский открыл памятную доску, посвященную трагически погибшим в авиакатастрофе под Смоленском. Мемориальную доску разместили в Катынской часовне Варшавского военного собора.

На доске высечены имена, фамилии, даты рождения и должности всех 96 погибших граждан Польши. С левой стороны под стеклом вмурована урна, в которой находится земля с места авиакатастрофы.

10 ноября 2010 года в Варшаве был официально открыт памятник жертвам трагедии под Смоленском.

Памятник представляет собой расколотый надвое блок белого камня, на месте разлома - надпись "Памяти 96 жертв авиакатастрофы под Смоленском 10.04.2010" и имена погибших.