Авианосец "Викрамадитья" (бывший "Адмирал Горшков")
17 сентября 2012 года
Ходовые испытания авианосца "Викрамадитья" (бывший "Адмирал Горшков"), который Россия модернизировала для Индии, выявили неполадки в трех, а не семи котлах, как сообщалось ранее, заявил в понедельник источник в "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК).
Ниже приводится справочная информация.
Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (до 1990 года - "Баку") был заложен 26 декабря 1978 года на Черноморском заводе в городе Николаеве (Украина). Проект Невского конструкторского бюро, он представляет собой дальнейшее развитие серии крейсеров типа "Киев".
Крейсер вступил в строй 11 декабря 1987 года, а 30 декабря был включен в состав Краснознаменного Северного флота. В 1989-1990 годах выходил в Баренцево море на боевые дежурства и учения.
4 октября 1990 года был переименован в "Адмирал флота Советского Союза Горшков".
Крейсер не был классическим авианосцем - на нем базировались самолеты вертикального взлета Як-38 (впоследствии планировалось заменить их на более совершенные самолеты Як-141), он не имел сплошной палубы от кормы до носа и обладал мощным ракетным вооружением, нехарактерным для авианосцев западного типа, чьим главным оружием являются самолеты.
В сентябре 1991 года на крейсере состоялись первые посадки опытных самолетов Як-141. При посадке 5 октября 1991 года один самолет ударился о палубу и загорелся, пилот благополучно катапультировался.
В феврале 1992 года из-за плохого технического состояния главных механизмов, в том числе котельных трубок и паропроводов, корабль был выведен из состава сил постоянной готовности и поставлен на ремонт в поселке Росляково (Мурманская область), где находился до середины 1998 года. Летом 1999 года "Адмирал Горшков" был отбуксирован в Северодвинск для проведения среднего ремонта и модернизации.
Переговоры о передаче корабля Индии велись с 1994 года.
Контракт о продаже Индии "Адмирала Горшкова" за один доллар и его радикальную модернизацию на "Севмаше" примерно за 900 миллионов долларов был подписан в начале 2004 года "Рособоронэкспортом" и ВМС Индии.
Параллельно был подписан контракт на разработку и поставку 16 истребителей МиГ-29К/КУБ за 730 миллионов долларов.
Вскоре выяснилось, что записанной в контракт суммы недостаточно, "Рособоронэкспорт" и Индия приступили к переговорам о ее увеличении. Финансирование индийской стороной было приостановлено, работы велись за счет кредита Внешэкономбанка. Стороны достигли соглашения об увеличении суммы контракта до 2,2 миллиарда долларов в 2009 году.
В 2010 году был подписан контракт о поставке еще 29 истребителей МиГ-29К за 1,6 миллиарда долларов и контракт на поставку вертолетов Ка-28 и Ка-31 для авиагруппы авианосца на сумму около 300 миллионов долларов.
Вместе с участием России в создании в штате Гоа в Индии тренажера палубной авиации для индийских ВМС общая сумма связанных с крейсером контрактов достигает 5 миллиардов долларов.
9 марта 2004 года прошла официальная церемония передачи крейсера в дар индийской стороне, после чего в соответствии с контрактом, корабль был передан "Севмашу" на ответственное хранение.
В Индии крейсеру дали новое название "Викрамадитья", что в переводе с санскрита означает "Всемогущий".
В ходе ремонта и модернизации авианосца была расширена полетная палуба, сформирован трамплин с углом 14 градусов и тремя аэрофинишерами, силовая установка была переведена с мазута на дизельное топливо. Заменены 2,4 тысячи километров кабеля. В корпусе корабля пришлось проделать 500 вырезов для выгрузки старых конструкций.
"Викрамадитья" получил современное оборудование, в частности, новые навигационный и радиолокационный комплексы, комплекс связи и управления авиацией.
Водоизмещение "Викрамадитьи" - более 45 тысяч тонн, длина - 283 метра, ширина - 59,8 метра, общее количество летательных аппаратов - 30, численность экипажа - 1,924 тысячи человек. На корабле будут базироваться истребители МиГ-29К и вертолеты Ка-27 и Ка-31.
В работах на заводе принимали участие судостроители с Дальнего Востока, из Санкт-Петербурга, Воронежа, Астрахани, Севастополя.
В начале июня 2012 года авианосец вышел в море на ходовые испытания, программа которых была рассчитана на 120 суток. На борту находился смешанный российско-индийский экипаж, но индийские моряки в основном выступали в качестве наблюдателей. В ходе испытаний, по данным источника в ОСК, были выявлены неполадки в трех из восьми котлов.
Предполагалось, что авианосец будет передан военно-морским силам Индии в конце 2012 года, но из-за неполадок, по информации ряда СМИ, корабль будет сдан не ранее октября 2013 года. Источник в ОСК сообщил, что работы могут продлиться до весны 2013 года.
Сроки сдачи крейсера уже неоднократно сдвигались из-за увеличения объема работ. Первоначально передача корабля заказчику планировалась в 2008 году.