День Воздушного флота РФ
21 августа 2011 года
День Воздушного флота РФ отмечается 21 августа.
Ниже приводится справочная информация.
День Воздушного флота отмечается в России в третье воскресенье августа в соответствии с постановлением президиума Верховного совета РФ от 28 сентября 1992 года. В 2011 году эта дата приходится на 21 августа.
Ранее, с 18 августа 1933 года, этот праздник отмечался как День Воздушного флота СССР.
День воздушного флота является профессиональным праздником для коллективов предприятий и организаций, работников и ветеранов гражданской авиации.
Гражданская авиация в России начала свое развитие с 1923 года: в феврале 1923 года Совет Труда и Обороны РСФСР принял постановление "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации", положившее начало государственному регулированию деятельности воздушного транспорта в стране.
В 1923 году в Москве создано первое авиационное общество "Добролёт" для организации на коммерческой основе перевозок пассажиров, почты, производства аэрофотосъемок и других работ. К июню 1923 года "Добролётом" была оборудована первая в СССР регулярная пассажирская авиалиния Москва - Нижний Новгород.
В 1931 году в Москве на центральном аэродроме (Ходынское поле) открылся первый в стране пассажирский аэровокзал.
25 февраля 1932 года было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращенное наименование гражданской авиации страны - Аэрофлот.
В 1932 году Президиум ЦИК СССР утвердил первый Воздушный кодекс СССР.
В 1936 году СССР вступил в члены Международной авиационной федерации (ФАИ).
В годы Великой Отечественной войны, авиаторы гражданского воздушного флота внесли весомый вклад в победу над врагом. Специальные подразделения Аэрофлота участвовали в боевых операциях. За годы войны летчики совершили более полутора миллионов боевых вылетов, из них около 40000 в тыл врага, перевезли 1,6 миллиона человек, свыше 400000 тонн военных грузов.
Развитие воздушного транспорта в стране ускорилось со второй половины 1950-х годов, авиационный парк пополнился представителями нового поколения авиатехники - пассажирскими самолетами Ил-18, Ан-10, Ту-114, многоместными лайнерами магистральных линий.
В 1960-е годы на линиях большой протяженности началась эксплуатация скоростного лайнера Ил-62, совершил первые полеты сверхзвуковой авиалайнер Ту-144.
В 1970 году СССР вступил в члены Международной организации гражданской авиации ИКАО.
В 1972 году начались регулярные полеты на новом магистральном самолете Ту-154.
В 1973 году вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О мерах по повышению безопасности полетов в гражданской авиации". С этой даты начался новый качественный этап становления и развития системы управления воздушным движением в стране.
После провозглашения в 1991 году Россией суверенитета наступил новый этап в истории отечественной гражданской авиации. "Аэрофлот" как лидер общесоюзной отрасли распался на части. На базе территориальных управлений стали формироваться новые структуры: концерны, корпорации, ассоциации, авиакомпании. Кроме существующих авиапредприятий, стали образовываться самостоятельные авиакомпании на коммерческой основе.
В соответствии с указом президента Российской Федерации в октябре 1991 года постановлением совета министров РСФСР было упразднено союзное министерство гражданской авиации, а в составе министерства транспорта РФ образован департамент воздушного транспорта. Был создан ряд новых образований гражданской авиации, в их числе - Международный авиационный комитет (МАК), который стал постоянно действующим органом по координации авиации и использованию воздушного пространства на равноправной основе 12 стран - независимых государств бывшего СССР.
В 1996 году создана Федеральная авиационная служба (ФАС) России, с 1999 года - Федеральная служба воздушного транспорта России. В мае 2000 года функции Федеральной службы воздушного транспорта переданы министерству транспорта РФ, в марте 2004 года - федеральному агентству воздушного транспорта
Девятнадцатого марта 1997 года был принят Воздушный кодекс Российской Федерации, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства России и деятельности в области авиации. В соответствии с кодексом разработаны федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила.
В настоящее время гражданская авиация России выполняет свыше 30% всех междугородних перевозок на дальние расстояния, а в ряде регионов (Крайний Север, Сибирь, часть Дальнего Востока) более 60%. Авиация специального применения осуществляет около 100 различных видов работ в сельском хозяйстве, строительстве, нефтедобывающей промышленности, геологии, ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций.
Стабильное функционирование авиационного транспорта имеет огромное значение для экономики и социальной сферы страны, и государство принимает все меры по поддержке и устойчивому развитию отечественных авиакомпаний и предприятий.
В 2007 году правительством РФ одобрена и приказом минтранса России утверждена Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", включающая в себя подраздел "Гражданская авиация". Общий объем финансирования подпрограммы составляет 1250,5 миллиарда рублей.
По итогам 2010 года пассажирооборот гражданской авиации составил 147,1 миллиарда пассажиро-километров, грузооборот - 4,7 миллиарда тонн-километров, всего по итогам прошедшего года перевезено 56945806 пассажиров.
Пятнадцать авиакомпаний обеспечили выполнение 85,2% пассажирооборота воздушного транспорта России, а на долю пяти лидирующих авиакомпаний пришлось 58,8%. Лидеры по итогам 2010 года стали: "Аэрофлот" - 23,6% пассажирооборота; "Трансаэро" - 17,9%; S7 (Сибирь) - 7%; ЮТейр - 5,4%; Оренбургские АЛ - 4,8%.