Дрейфующая станция СП-39 в Арктике приблизилась к канадским водам
15 февраля 2012 года
Дрейфующая станция "Северный полюс-39" (СП-39) почти вплотную приблизилась к границе исключительной экономической зоны Канады в Арктике, и российские ученые уже получили от канадских властей разрешение продолжать научную деятельность в случае пересечения этой границы.
"Сейчас льдина, на которой расположена станция, находится примерно в 70 километрах от канадской исключительной экономической зоны. Разрешение продолжать научные работы и наблюдения в канадских водах уже получено, с этим никаких проблем не будет, снимать людей не потребуется", - рассказал в среду руководитель высокоширотной экспедиции "Арктика-2011" Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Росгидромета Владимир Соколов.
Исключительная экономическая зона - прилегающая к территории прибрежного государства часть открытого моря шириной в 200 морских миль (чуть более 370 километров), в которой только эта страна имеет право устанавливать особый правовой режим, предусмотренный конвенцией ООН.
Работы на станции ведутся в обычном режиме, все 16 сотрудников здоровы, техника исправна, заверил Соколов. Продолжаются наблюдения по метеорологии, океанографии, аэрологии, гидрохимии. В начале февраля специалисты СП-39 произвели запуск беспилотного летательного аппарата (БЛА) для получения информации по ледовой обстановке в районе станции с выполнением видеосъемки в инфракрасном диапазоне. При этом большая радость для полярников - в том, что наконец-то отступает полярная ночь, и "непроглядную тьму", по выражению ученого, уже на два-три часа в сутки сменяют "густые "белые ночи".
"Сейчас количество светлого времени в сутках будет постоянно увеличиваться, и работать специалистам будет гораздо проще, их настроение улучшится. В марте на станцию должен прилететь самолет - все будет зависеть от степени готовности взлетно-посадочной полосы на льдине", - сказал Соколов.
Самолет на СП-39 полетит через российскую дрейфующую базу "Барнео" или через Канаду, добавил он: расстояние от любой российской летной базы до станции слишком велико, чтобы самолет преодолел его без посадок.
"Кроме того, полярники готовятся к президентским выборам 4 марта, комиссия уже сформирована. Положительный опыт проведения процедуры голосования на думских выборах у нас уже есть, схема будет примерно та же самая", - отметил Соколов.
Высокоширотная экспедиция по снятию дрейфующей станции "Северный полюс-38" (СП-38) и организации новой дрейфующей станции "Северный полюс-39" началась 17 сентября 2011 года. В этот день атомный ледокол "Россия" ФГУП "Росатомфлот" корпорации "Росатом" вышел из Мурманска и неделю шел к месту дрейфа СП-38, которая на тот момент находилась на 83 градусах северной широты и 153 градусах западной долготы, неподалеку от полюса относительной недоступности.
Новая станция официально начала свою работу 1 октября прошлого года. Всего полярники будут около года трудиться в Арктике, изучая различные климатические процессы, происходящие на "шапке планеты". За 130 суток, начиная со дня открытия станции, общий дрейф льдины составил более 924 километров. По данным ААНИИ, координаты станции на минувшей неделе составили 83 градуса северной широты и 118 градусов западной долготы.
Минимальная температура воздуха на станции за минувшую неделю составила минус 43 градуса по Цельсию, максимальная - минус 29,2 градуса.
Первая в мире дрейфующая станция "Северный полюс-1" была высажена на льды Центрального полярного (ныне Арктического) бассейна 21 мая 1937 года. В этот день на льдину вблизи Северного полюса самолетами Высокоширотной воздушной экспедиции были доставлены начальник станции Иван Папанин, геофизик Евгений Федоров, гидролог Петр Ширшов и радист Эрнест Кренкель. Предвоенные и военные годы прервали этот цикл исследований, но с начала 1950-х годов они были продолжены. C этого момента дрейфующие станции работали в Арктике достаточно регулярно до 1991 года. Их работа была возобновлена после 12-летнего перерыва весной 2003 года.