Эксперты назвали задержание в Анкаре самолета антироссийским шагом
11 октября 2012 года
Инцидент с посадкой в Анкаре летевшего из Москвы в Дамаск сирийского самолета является вопиющим фактом, поскольку у Турции не было никаких оснований задерживать самолет; такие действия турецкой стороны могут быть расценены как давление на Россию и обострят двусторонние отношения, полагают опрошенные эксперты.
Накануне вечером истребители ВВС Турции F-16 вынудили Аirbus А-320 (бортовой номер SRY442), совершавший полет из аэропорта Внуково в Дамаск с 35 пассажирами на борту, приземлиться в столичном аэропорту. Во время проведения почти пятичасового обыска самолета турецкие власти изъяли некоторое военное оборудование и только после этого дали разрешение на вылет.
Официальных данных о том, что именно было конфисковано на борту самолета, нет. По данным ряда турецких СМИ, речь идет о запчастях к радиостанциям, используемым в военных целях. Между тем, по данным телекомпании NTV, в результате обыска обнаружен "предмет, который рассматривается в качестве части ракеты". Телеканал CNN-Turk в свою очередь называет его "частью системы оружия", не уточняя, какой именно.
По мнению профессора Военного университета Минобороны РФ, полковника Олега Кулакова, "конфликт в Сирии входит в ту стадию, когда стороны начинают пробовать силы друг друга и то, что произошло с самолетом, нарушает все возможные представления о том, как выстраивать парадигму отношений на двусторонней основе".
По его словам, никаких оснований делать этого у турецкой стороны не было, и своими действиями Турция подает России знак, что готова вести с РФ по этому вопросу жесткий разговор.
"По большому счету, это нанесет ущерб двусторонним отношениям. Трудно было не заметить, что самолет изначально не является военным и на этом самолете никаких военных грузов не перевозится. Такой месседж для России, что теперь мы будем действовать жестко нам послан, вопрос в том, как мы на это отреагируем", - добавил Кулаков.
Эксперт отметил, что послание Турции было несколько неожиданным и говорит о том, что в турецком руководстве "возобладала линия на возможное обострение отношений с Россией по сирийскому вопросу". Он также предположил, что турецкая сторона могла понять слова генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена о возможной поддержке (ранее Североатлантический альянс заявил, что продолжит поддерживать Турцию, но в конфликт в Сирии вмешиваться на будет) в прямом смысле и пытаются опираться на политический авторитет НАТО и выступление генсека по вопросу о Сирии.
"Турецкая сторона переоценила свои возможности, полагаясь на авторитет и поддержку НАТО в вопросе о Сирии. Ей нужно внимательнее отнестись к тому, что говорил генсек НАТО", - добавил он.
В свою очередь, эксперт Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов полагает, что произошедший инцидент - "вопиющий факт в международных отношениях", однако в действиях турецких властей нет ничего неожиданного. По его словам, "это продолжение политики Турции по отношению к сирийскому кризису и по отношению к России", которая выступает против военного вмешательства во внутрисирийский кризис.
Эксперт напомнил, что Турция практически с самого начала кризиса в Сирии вмешалась в конфликт и встала на сторону вооруженных незаконных антиправительственных группировок. Таким образом, инцидент с самолетом лишь "подтверждает и продолжает эту политику Турции", считает Долгов.
"То, что это шаг, направленный против России и начинает антироссийскую политику, это тоже, на мой взгляд, не является чем-то неожиданным", - заявил Долгов.
Эксперт отметил, что не раз бывал в Турции на конференциях, посвященных, в том числе и сирийскому кризису, и слышал заявления турецкой стороны о том, что "сейчас в данном кризисе Россия является враждебной стороной по отношению к Турции.
С ним согласен и директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев, который считает, что случившееся можно расценивать как элемент давления на Россию.
"Очевидно, что это демонстративный шаг. Очевидно, что это элемент давления на Россию, потому что прямых рычагов влияния на Сирию у Турции нет", - считает он.
Эксперт отметил, что турецкая сторона заинтересована в том, чтобы РФ прекратила поддержку сирийского руководства в лице президента Башара Асада. "Для этого могут использоваться различные методы", - сказал он.
"У Турции сильное предубеждение в том, что гибель турецкого самолета (22 июня, когда сирийской армией был сбит разведывательный самолет турецких ВВС) была организована с помощью российского вооружения... Поставки российского вооружения (в Сирию) во многом сдерживают агрессивность со стороны определенных кругов Турции в отношении Сирии. И это является серьезной проблемой", - считает Евсеев.
Он назвал "тревожным звонком" то, что в последнее время НАТО ужесточает свою позицию по отношению к Сирии.
"Если все-таки будет принято решение о вмешательстве со стороны НАТО, то это вмешательство может быть только после президентских выборов в США. Потому что без информационной поддержки США такого совершить невозможно", - сказал директор Центра общественно-политических исследований.
Отношения между Турцией и Сирией резко обострились после инцидента на границе 3 октября, когда в турецкий уезд Акчакале упали выпущенные с соседней территории артиллерийские снаряды и от взрывов погибли пять человек, 11 получили ранения. В ответ на инцидент парламент Турции 4 октября предоставил правительству годичный мандат на проведение трансграничных военных операций, в том числе в отношении Сирии.
Конфликт в Сирии длится с марта 2011 года. Его жертвами стали, по данным представителей ООН, около 20 тысяч человек. Западные страны и ряд арабских государств добиваются ухода президента Башара Асада, полагая, что это остановит насилие. Россия и Китай опасаются, что внешнее вмешательство в Сирии и потеря государственности приведут к разрастанию конфликта.