Эксперты считают, что у РФ есть основания пока не передавать Польше обломки Ту-154
18 января 2013 года

Российские эксперты говорят, что у России есть основания пока не передавать Польше обломки разбившегося под Смоленском Ту-154 президента Леха Качиньского.

Варшава давно настаивает на скорейшем возвращении обломков, Москва обещает вернуть их после завершения необходимых действий в рамках российского расследования. Представитель СК РФ Георгий Смирнов заявил в среду, что все вопросы о передаче вещественных доказательств решает по закону следователь, ведущий уголовное дело, после проведения всех необходимых исследований и экспертиз. В свою очередь премьер-министр Польши Дональд Туск сказал, что Варшава хочет положить конец "сериалу злой воли", который разыгрался вокруг возвращения обломков.

"Вполне понимаю в данном случае следственные органы России. Когда поляки на полном серьезе "обнаруживают" следы тротила то внутри, то снаружи обломков самолета, рассуждают - хотя, в данном случае, не на таком высоком уровне - о неких "гелиевых облаках", то кто даст гарантию, что не возьмет какой-нибудь бравый офицер польских спецслужб в руки АКМ с какими-нибудь разрывными пулями и не прострелит доставленные в Польшу обломки? И заявит потом польский премьер: "Надо это серьезно расследовать", - сказал российский эксперт, комментируя слова Туска.

"Что, панове, вы разве не давали поводов для таких мыслей?", - риторически задался вопросом собеседник агентства.

Польская газета Rzeczpospolita в октябре опубликовала статью, в которой утверждалось, что посетившие Смоленск специалисты якобы обнаружили на обломках самолета следы тротила и нитроглицерина. Она вызвала переполох среди польских политиков. Брат покойного президента Ярослав Качиньский в тот день назвал авиакатастрофу убийством и потребовал отставки правительства. В тот же день военная прокуратура опровергла изложенные в газете сведения. Газета признала ошибку, были уволены главный редактор газеты, автор материала и два других сотрудника.

Польский президентский борт Ту-154 разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском при заходе на посадку. Погибли 96 человек - восемь членов экипажа и 88 пассажиров, в том числе президент Лех Качиньский, его супруга и часть руководства Польши. Межгосударственный авиационный комитет в 2011 году обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.