Флотский суд во Владивостоке начнет рассматривать дело об аварии на АПЛ "Нерпа"
20 мая 2011 года
Тихоокеанский флотский военный суд в пятницу приступит к рассмотрению уголовного дела о ЧП с атомной подводной лодкой "Нерпа", на которой осенью 2008 года во время ходовых испытаний в Японском море произошла авария и погибли 20 человек, сообщила представитель суда.
По итогам предварительных слушаний, прошедших 25 апреля, это уголовное дело назначено к рассмотрению в закрытом судебном заседании на 10.00 (03.00 мск) 20 мая в составе судьи и коллегии присяжных заседателей.
Защита обвиняемых не исключает, что формирование коллегии присяжных "займет не один день". "Сначала формируется коллегия присяжных ...затем в установленном порядке будет проходить судебное разбирательство", - сказала адвокат командира "Нерпы"Александр Кулаков, добавив, что рассмотрение дела может занять полгода.
На подводной лодке "Нерпа" 8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний в Японском море несанкционированно сработала система пожаротушения, и в отсеки стала поступать смесь фреона и тетрахлорэтилена. Всего на борту АПЛ было 208 человек, в результате аварии погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Обвинение по делу об аварии следователи предъявили командиру "Нерпы" Дмитрию Лаврентьеву и трюмному машинисту старшине Дмитрию Гробову.
Лаврентьева обвиняют в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, с причинением тяжких последствий - смерти по неосторожности двум и более лицам). Санкция статьи предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет.
Старшина контрактной службы в/ч 20907 Дмитрий Гробов обвиняется в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 109 УК РФ (причинение по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей смерти двум и более лицам), предусматривающей до 5 лет лишения свободы. Следствие также обвиняет Гробова в причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности двум членам сдаточной команды вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей (часть 2 статьи 118 УК РФ). Санкция статьи предусматривает лишение свободы на срок до года.
Представители Владивостокского морского собрания, много лет служившие на флоте, и члены сдаточной команды субмарины считают, что "благодаря грамотным действиям командира подводной лодки Лаврентьева и экипажа АПЛ спасен боевой корабль ("Нерпа") и почти 200 человек вернулись домой". Они требуют пересмотра материалов уголовного дела.
Моряков-подводников беспокоит качество расследования, Лаврентьев с 2008 года, находясь под следствием, продолжает командовать подводной лодкой, сообщил 11 мая на пресс-конференции во Владивостоке председатель Владивостокского морского собрания, вице-адмирал в отставке Борис Приходько. По его словам, "нельзя повторять судебные издержки прошлых лет, когда если командир (в ходе аварии) погибал, его награждали, выживал - судили".
АПЛ "Нерпа" (К-152, проект 971, класс "Щука-Б") относится к подлодкам третьего поколения. Проектировали ее на петербургских предприятиях - морском бюро машиностроения "Малахит" и НПО "Аврора". Субмарина была заложена на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре в 1991 году. Однако в середине 1990-х финансирование строительства лодки было заморожено. Достройка АПЛ стала возможной лишь после финансирования со стороны Индии. После ремонта в декабре 2009 года АПЛ вошла в боевой состав ВМФ России. До октября 2011 года подлодку планируется передать в лизинг Индии.