ГД приняла в I чтении законопроект о защите интеллектуальной собственности в сфере ВТС
24 ноября 2010 года

Госдума в среду приняла в первом чтении законопроект о защите прав России на интеллектуальную собственность в качестве одного из принципов госполитики в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Поправки вносятся в закон "О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами". Согласно документу, иностранным заказчикам нельзя передавать результаты интеллектуальной деятельности без определения условий их использования или обеспечения их правовой охраны.

Документ также предусматривает введение государственного контроля за защитой прав России на результаты интеллектуальной деятельности в ходе военно-технического сотрудничества.

Также предусматривается рациональное использование доходов, получаемых от военно-технического сотрудничества, путем направления их, в том числе на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета.

Комитет по промышленности в своем заключении отмечает, что результаты интеллектуальной деятельности большинства предприятий оборонно-промышленного комплекса, в том числе создаваемые за счет средств федерального бюджета, не имеют правовой охраны (патентования или введения режима коммерческой тайны) как на территории России, так и при их передаче иностранным государствам.

Кроме того, контрактные документы, подписываемые субъектами ВТС, в большинстве случаев не содержат положений, которыми можно было бы воспользоваться для защиты интересов государства и российских производителей вооружения и военной техники.

Примерами потери РФ интеллектуальной собственности является как производство в странах Восточной Европы автомата Калашникова, так и безлицензионное копирование истребителя Су-27 и его палубной версии в Китае (самолеты J11B и J15).

По мнению Комитета, принятие законопроекта будет способствовать упорядочению госрегулирования деятельности в области обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, полученных или переданных в ходе ВТС, и позволит в случае нарушения прав на указанные результаты, РФ и ее уполномоченным органам применять предусмотренные гражданским законодательством и международным правом способы защиты.

Вместе с тем комитет считает, что организации-разработчики и производители вооружения не всегда способны самостоятельно обеспечить эффективную правовую охрану и защиту объектов интеллектуальной собственности (особенно это касается патентования разработок военного, специального и двойного назначения за рубежом).

В связи с этим комитет предлагает распространить принципы госполитики в ходе ВТС и расширения сферы государственного контроля не только на охрану и защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности РФ, но также и российских организаций - разработчиков и производителей продукции военного назначения.

Кроме того, по мнению комитета, недостаточно внимания уделяется вопросам правовой охраны и защиты фирменных наименований, коммерческих обозначений ("брендов") российских организаций за рубежом. В связи с этим представляется целесообразным распространить принципы госполитики и госконтроля также на охрану и защиту прав на торговую марку российских производителей.