ИСПРАВЛЕНИЕ - Выставка в петербургском Русском музее расскажет о загадках русского реализма
6 июля 2012 года

Фамилию художника в девятом абзаце правильно писать "Коржев", не "Коржаков".

С.-ПЕТЕРБУРГ, 4 июл - , Кирилл Рейн. Около 100 работ живописи, графики и скульптуры из частного московского собрания бизнесмена и мецената Сергея Коростелева представил Русский музей на открывшейся в среду в корпусе Бенуа в Петербурге выставке "Реализм в русском искусстве второй половины ХХ века".

"Русский музей иногда делает выставки, посвященные коллекциям, собираемым нашими современниками. Нынешняя посвящена направлению, которое сейчас немного в тени. После смерти Сталина в стране появилась удивительная атмосфера, которую сейчас обобщенно называют "оттепель". И что касается искусства той поры - все, что тогда происходило, было искренне, без ненужного пафоса и бессмысленного возвеличивания советского человека в рамках пропаганды", - сказала заместитель директора музея Евгения Петрова, приветствуя собравшихся на открытии выставки.

На торжественной части, предшествующей церемонии, было многолюдно, причем публика была разная - от представителей бизнеса до историка джаза Владимира Фейертага и артиста Юрия Гальцева.

Перед открытием коллекционер Коростелев был торжественно принят в круг друзей Русского музея. В ответной речи он был краток и пожелал всем творить добро.

Культурная программа церемонии продолжилась небольшим концертом, в котором Гальцев исполнил несколько вокальных номеров - часть a cappella с группой "Philармония", а часть - подыгрывая себе на небольшой гармошке.

Работы, которые показали широкой публике впервые, охватывают период с 1950 года до начала нынешнего века. Здесь представлена живопись классиков советского искусства Гелия Коржева, братьев Ткачевых, Александра Грицая, Владимира Стожарова, Сергея Герасимова, Валентина Сидорова, Петра Оссовского, Николая Андронова, скульптуры Михаила Переяславца и Николая Андронова и работы авторов, менее известных кругу ценителей прекрасного.

Представленные на выставке художники трактуют реализм достаточно вольно. Для них это скорее не форма, а содержание, так что в той или иной степени все они обращаются то к импрессионизму, то к абстракционизму, то к примитивизму.

Всех их - "шестидесятников" - объединяет трагизм того времени, когда целое поколение вернулось с войны, навсегда изменившей их судьбы со страстной мечтой - жить, творить и изменить этот мир к лучшему.

"Быть духовными летописцами современности" - эти слова Гелия Коржева стали их художественным заветом. Именно тогда жизнь в ее повседневных проявлениях выходит на первый план изобразительного искусства, и, несмотря на ее порой неприглядность, в ее изображении там и тут сквозят мечты об идеальном мире. Мире без войны, с невероятной красотой окрестных пейзажей любовью к окружающим тебя людям, пусть и не всегда положительных, и неизбывной верой в будущее собственное счастье, живущими в каждом человеке. Как после всего пережитого этими людьми в них могла остаться надежда - решительно непонятно.

Не случайно венчающая экспозицию в последнем зале скульптура Александра Бурганова "Христос в темнице" - согбенная в задумчивости фигура, с рваной, как от разрывного снаряда, просвечивающей насквозь дырой во всю грудь. Именно там и должна располагаться душа, загадку которой, судя по всему, разгадать так и не дано.

Экспозиция будет работать до 8 октября.