Истребитель четвертого поколения МиГ-29 разбился под Читой, пилот погиб
6 сентября 2012 года

Многоцелевой истребитель четвертого поколения МиГ-29 разбился в четверг под Читой, пилот погиб. Минобороны приостановило полеты данного типа самолетов до выяснения причин происшествия.

Самолет разбился в 17.20 мск во время взлета в районе аэродрома Домна, в 28 километрах от Читы. По предварительным данным, истребитель врезался в сопку. Место крушения обнаружили военные с вертолета.

По данным Минобороны, жертв и разрушений на земле нет.

Боекомплекта на борту истребителя не было.

Первоначально сообщалось, что пилот истребителя, подполковник Альберт Хаджияров, успел катапультироваться, однако впоследствии стало известно, что он погиб - поисковые группы обнаружили тело летчика.

Министр обороны РФ Анатолий Сердюков принял решение приостановить полеты данного типа самолетов до выяснения причин катастрофы, сообщил официальный представитель ведомства, полковник Игорь Конашенков.

"На место ЧП вылетела комиссия Минобороны для расследования обстоятельств. До установления причин произошедшего решением министра обороны приостановлены полеты данного типа самолетов"

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТРЕБИТЕЛЯ

МиГ-29 - советский/российский истребитель четвертого поколения.

Массовое производство МиГ-29 началось в 1982 году, а первые истребители Военно-воздушные силы страны получили в августе 1983 года. В последующие годы конструкция МиГ-29 претерпела некоторые изменения, направленные на улучшение летно-технических характеристик самолета. В настоящее время РСК "МиГ" продолжает серийный выпуск усовершенствованных модификаций МиГ-29, в том числе многофункциональных истребителей МиГ-29СМТ и МиГ-29УБ модернизированных.

В 1988 году для оснащения авианесущих крейсеров был спроектирован и построен самолет МиГ-29К со складывающимся для более компактного размещения самолета на корабле крылом, посадочным гаком и усиленным шасси. Первого ноября 1989 года впервые в отечественной авиации и ВМФ был выполнен взлет истребителя МиГ-29К с палубы авианесущего крейсера, оборудованного взлетным трамплином.

МиГ-29 пользуется большим спросом и за рубежом. Всего на вооружении ВВС России и еще 25 государств мира состоит свыше 1,6 тысячи легких истребителей МиГ-29.

Размеры истребителя: длина - 17,32 метра; высота - 4,73 метра; размах крыла - 11,36 метра; площадь крыла - 38 квадратных метров.

Экипаж: один или два человека.

Максимальная скорость у земли: 1,5 тысячи километров в час. Максимальная скорость на высоте: 2,45 тысячи километров в час.

Боевой радиус: 700 километров.

Дальность полета: 2,23 тысячи километров. Практический потолок: 18 тысяч метров. Скороподъемность: 19,8 тысячи метров в минуту.

Вооружение истребителя включает в себя одноствольную пушку ГШ-301 (30 миллиметров, боекомплект 150 патронов). Крыло имеет шесть (восемь на МиГ-29К) точек подвески грузов. Для борьбы с воздушными целями на шести подкрыльных узлах МиГ-29 могут быть установлены: шесть управляемых ракет (УР) ближнего боя Р-60М или малой дальности Р-73 с инфракрасной системой наведения (ИК ГСН); четыре УР ближнего боя и две УР средней дальности Р-27РЭ с радиолокационной или Р-27ТЭ с ИК системой наведения. Для действия по наземным целям самолет может нести бомбы, блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР) калибром 57 миллиметров, 80 миллиметров, 122 миллиметра, 240 миллиметров, унифицированный контейнер мелких грузов КМГУ-2. Возможно использование УР класса "воздух-поверхность" Х-25М с пассивным радиолокационным, полуактивным лазерным или корабельным наведением, Х-29 (МиГ-29К) с ТВ или лазерным наведением сверхзвуковой противокорабельной ракеты Х-31А (МиГ-29К), дозвуковой противокорабельной ракеты Х-35.

МиГ-29 по многим параметрам превосходит свои зарубежные аналоги (F-16, F/A-18, "Мираж-2000"). Благодаря отличной аэродинамике он способен на ускоренный разгон, обладает высокой скороподъемностью, малым радиусом виражей, отличается большими угловыми скоростями разворота и способен совершать длительные маневры с большими перегрузками. Самолет может эффективно вести активный маневренный бой с применением пушки, всеракурсный ракетный бой на ближних и средних дистанциях, выполнять перехват ударных и разведывательных самолетов, в том числе низколетящих на фоне земли.

Уникальная особенность МиГ-29 - возможность взлета с боевой нагрузкой на одном двигателе с включением второго двигателя уже в воздухе, что позволяет сэкономить драгоценное время при взлете по тревоге.

Боевое применение: истребители МиГ-29 применялись во время войны в Персидском заливе (1991 год), конфликта в Приднестровье (1991-1992 годы), операции НАТО против Югославии (1999 год). Во время Первой чеченской войны российские МиГ-29 выполняли патрулирование воздушного пространства Чечни.

АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ

Последняя авария с истребителем данного типа произошла 23 июня 2011 года. Истребитель МиГ-29КУБ, принадлежавший Российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МиГ", потерпел крушение в 43 километрах от города Ахтубинск в Астраханской области. Самолет летел с испытательного полигона. В результате катастрофы погиб экипаж истребителя, состоящий из пилота и штурмана, которые являлись летчиками-испытателями Ахтубинского государственного летного испытательного центра. Указом президента РФ от 30 марта 2012 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, летчикам посмертно присвоены звания героев Российской Федерации.

В 2008 году произошло несколько аварий с этими самолетами. Так, 5 декабря в Забайкальском крае потерпел катастрофу истребитель МиГ-29. Самолет разбился в 700 метрах северо-западнее поселка Ингода Читинского района. Летчик погиб. Пострадавших среди гражданского населения и разрушений в месте падения самолета нет. А 17 октября в Забайкальском крае в 60 километрах от аэродрома Домна произошла авария истребителя МиГ-29, который выполнял учебно-тренировочный полет. Самолет упал в пойме реки Ингода в заболоченной, труднодоступной местности. Пилот катапультировался и был госпитализирован. В районе падения истребителя жертв и разрушений нет. Причиной катастрофы стал отказ системы управления самолетом.

В марте 2007 года в Ростовской области в 30 километрах от Миллерово в ходе проведения плановых полетов 4-й воздушной армии ВВС и ПВО России на высоте около 7 тысяч метров столкнулись два истребителя МиГ-29. Летчики отрабатывали полет парой, выполняя упражнение на слетанность. Оба самолета упали на кукурузные поля и сгорели. В результате ЧП жертв нет, летчики катапультировались.

В 2006 году 27 июля в Пермском крае при взлете с военного аэродрома Большое Савино потерпел аварию истребитель МиГ-29УБ пилотажной авиагруппы "Стрижи". Самолет направлялся из подмосковной Кубинки на авиашоу в Тюмень. Пилоты успели катапультироваться. На земле пострадавших нет. По данным источников в ВВС, катастрофа произошла из-за того, что МиГ-29УБ, который был ведущим, попал в стаю чаек. Они вывели из строя сразу два двигателя машины, которая стала неуправляемой.