Машиностроители РФ 30 сентября отмечают свой профессиональный праздник
28 сентября 2012 года
Большинство сегментов российского машиностроения за последние годы демонстрируют уверенный рост, хорошие результаты обещает показать автопром, однако производители сельскохозяйственной техники по-прежнему находятся в упадке, с трудом преодолевая последствия кризиса, отмечают эксперты в преддверии Дня машиностроителя, который отмечается в РФ 30 сентября.
День машиностроителя отмечается с 1980 года - тогда указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях" были установлены и дата, и сам праздник.
Машиностроение делится на основные сегменты: тяжелое, среднее и точное.
В состав тяжелого машиностроения, в частности, входят судостроение, авиационная промышленность, железнодорожное машиностроение, ракетно-космическая отрасль. В состав среднего машиностроения: автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение и другое. К точному машиностроению относится приборостроение, электротехническая промышленность и другое.
"Фантастические результаты в вертолетостроении. Ежегодно 20-25% роста. Это даже с перестраховкой, возможно даже больше. Причем, в сегменте средних и тяжелых вертолетов у нас замечательные позиции. Очень серьезно подрастают объемы в оборонно-промышленном комплексе. Невероятными темпами выходят на новые объемы авиадвигателестроение. Неплохо у судостроителей, очень неплохо у атомщиков, все, что касается энергетического строения. Стагнация в производстве сельхозтехники, здесь нужна другая ситуация, которая сможет стимулировать взрывообразный рост, но этого, к сожалению, не происходит", - говорит первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.
АВТОПРОМ
Минпромторг РФ в 2012 году ожидает увеличения продаж автомобилей в России на 14,6% - до 2,03 миллиона штук. По планам министерства, в текущем году в России будет произведено 1,44 миллиона автомобилей, тогда как в 2011 году было произведено 1,25 миллиона штук.
По мнению директора портала auto-dealer.ru Олега Дацкив, российские автопроизводители получили шанс возродить отрасль еще после кризиса 2008 года - сейчас все идет к тому, что с приходом иностранных компаний от российского автопрома можно ожидать хороших результатов, считает он.
"Прицел на запад" появился у производителей задолго до вступления в ВТО. Второй шанс у автопрома появился в кризисное и послекризисное время - в 2008 году", - говорит он.
Эксперт считает, что сейчас государство осознало "полезность" иностранных инвесторов. Так, автопром является частью машиностроения, которая не относится к стратегической продукции, соответственно, никакой опасности зарубежные автогиганты в России не принесут.
"Правительство осознало, что такие активы, - а вернее, пассивы, которые мы наблюдали в лице автопроизводителей - нужно отдавать зарубежным инвесторам - тем, кто умеет это делать. И дело не в ВТО. Лидеры автопрома - Германия, Франция, Япония - приходят в Россию, и это значит, что у отрасли есть потенциал", - добавляет он.
СУДОСТРОЕНИЕ
ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) в последние годы активно развивает сегмент гражданского судостроения. В состав корпорации входит порядка 80% всех судостроительных проектов в России. По итогам 2011 года выручка корпорации составила порядка 6 миллиарда долларов.
В гражданском судостроении приоритетом развития отрасли обозначено строительство буровых платформ, шельфовая техника, специализированные суда ледового класса для освоения Арктики, суда для работы на внутренних водных путях.
Задачи военного кораблестроения - обеспечение нужд ВМФ России, проектирование и строительство флота XXI века. Значительная доля продукции военного назначения ОСК идет на экспорт.
АВИАСТРОЕНИЕ
Авиастроение в России в последние годы также постепенно выходит из кризиса. ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" , в состав которой входит большинство авиазаводов и конструкторских бюро, нацелена на развитие гражданского и транспортного авиастроения.
На начало июня портфель заказов ОАК составлял 270 военных самолетов и 300 гражданских.
В качестве партнеров ОАК все чаще выбирает зарубежных партнеров.
В 2009 году итальянская компания Alenia Aeronautica вошла в проект по созданию нового российского самолета Sukhoi Superjet 100, купив 25% плюс одна акция ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (производитель самолета).
Программа по созданию SSJ 100 послужила началом партнерства и в двигателестроении: французская Snecma и НПО "Сатурн" работают по программе создания двигателя SaM146 в рамках совместного предприятия PowerJet.
С Индией ОАК реализует программу по созданию перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации и многофункционального транспортного самолета.
С Китаем создана рабочая группа по гражданскому авиастроению, которая прорабатывает вопросы создания дальнемагистрального самолета.
Совместно с Украиной развернуто производство самолетов Ан-148, ведется подготовка к совместному производству Ан-70 и Ан-124.