Международный Каннский кинофестиваль
11 мая 2011 года
Каннский международный фестиваль начинается в среду в 64-й раз, а на церемонии его открытия впервые будет вручена почетная "Золотая пальмовая ветвь" за вклад в развитие кинематографа - ее получит итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи (Bernardo Bertolucci), автор "Последнего танго в Париже", "ХХ века", "Маленького Будды" и "Мечтателей".
Ниже приводится справочная информация о фестивале.
Ежегодно в мае на французском Лазурном берегу в курортном городе Канн проходит один из самых престижных кинофестивалей в мире, относящийся к категории А - Международный Каннский кинофестиваль. В 2002 году Международный кинофестиваль получил официальное название "Каннский фестиваль".
Впервые он прошел в 1946 году, хотя планировался еще на осень 1939 года. По идее организаторов фестиваля, он должен был представлять альтернативу Венецианскому кинофестивалю. Программа была готова, почетным председателем жюри назначили изобретателя кинематографа Луи Люмьера. Открытие должно было состояться 1 сентября, однако именно в этот день началась Вторая мировая война.
Первый кинофестиваль, который стал событием международного масштаба в культурной жизни послевоенных лет, состоялся 20 сентября - 5 октября 1946 года. На конкурс было представлено 46 фильмов. 11 из них получили главную награду, "Гран-при" кинофестиваля от СССР приз получил фильм "Великий перелом" Фридриха Эрмлера.
С 1946 года кинофестиваль стал проводиться ежегодно, изначально - в сентябре.
В 1951 году организаторы фестиваля изменили время его проведения - он стал проходить весной, в апреле - мае.
С 1951 года на конкурс стали присылать свои работы кинематографисты США. С 1959 года на фестивалях журналистам стали показывать фильмы днем, еще до официального показа - чтобы они могли составить свое мнение о фильмах заранее.
В первое время Каннский кинофестиваль был скорее престижным светским мероприятием, привлекающим огромное количество туристов, однако к концу 1960-х годов он приобрел статус респектабельного фестиваля - с развитой инфраструктурой, отработанными механизмами и умело режиссируемой интригой. Росту интереса к нему со стороны профессионалов кинобизнеса способствовал открытый в 1959 году кинорынок Marche du Film.
В истории проведения Каннского фестиваля не всегда все было гладко: в 1948 и 1950 годах он не состоялся из-за нехватки денег на его проведение.
В мае 1968 года во Франции разразился социальный кризис, вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и всеобщую забастовку, в связи с чем Каннский кинофестиваль был отменен, хотя до его окончания оставалось всего лишь пять дней. Участники остались без наград.
Кинофестиваль 1969 года привнес новшество в структуру фестиваля - программа была дополнена проведением "Двухнедельника режиссеров" - параллельного показа фильмов, организованного созданным в 1968 году Обществом кинорежиссеров.
Фестиваль, руководящим органом которого является Административный совет и который, согласно французскому законодательству 1901 года, был образован в виде ассоциации, в 1972 году был признан культурным мероприятием общественного значения.
В 1972 году был изменен принцип отбора конкурсных лент - если ранее их выбирали сами страны-участники, то с этого момента ленты стали отбираться непосредственно руководством фестиваля.
В 1975 году появляются три официальных внеконкурсных программы. Программа "Изобретательные глаза" (Les Yeux fertiles) представляет фильмы, посвященные другим видам искусства; "Дух времени" (L'Air du temps) - картины на современные темы, и "Сложное прошедшее" (Le Passe compose) - смонтированные из архивных материалов фильмы о киноискусстве.
В 1978 году по инициативе Жиля Жакоба (Gilles Jacob), в то время исполнительного директора фестиваля, была учреждена премия "Золотая камера" за лучший дебютный фильм, представленный в одной из трех конкурсных программ. Жакобу принадлежит также идея создания программы "Особый взгляд", не относящейся к конкурсу. С тех пор в Каннах проходят три фестивальных показа: основной конкурс, "Двухнедельник режиссеров" и "Особый взгляд".
В 1998 году Жакоб создает программу "Синефондасьон", в рамках которой демонстрируются короткометражные и среднеметражные фильмы, снятые студентами киношкол разных стран. Программа призвана выявлять и поощрять молодые таланты.
Осенью 2000 года в рамках "Синефондасьон" в Париже был основан проект Residence, благодаря которому молодые режиссеры получили возможность создать личную киноработу за пределами своей страны. В 2005 году возникает идея "Ателье": после предварительного отбора двух десятков проектов их авторам обеспечиваются на фестивале самые благоприятные условия для поиска дополнительного финансирования.
В 2004 году возник проект Producers Network, который позволяет продюсерам всего мира обсудить свои проекты, а также Short Fim Corner - площадка для встреч авторов короткометражных фильмов.
В 2005 году была открыта новая программа "Все кино мира" (Tous les Cinemas du Monde), посвященная кинематографу разных стран. В рамках этой программы страны получают возможность представить достижения национальных мастеров.
В 2010 году новая программа "Каннские короткометражные фильмы" (Cannes Court Metrage) объединила конкурсную программу короткометражных фильмов и проект Short Film Corner, представив полную панораму достижений мастеров короткого метра во всем мире.
Главная награда Каннского кинофестиваля - "Золотая пальмовая ветвь" (Palme dOr) вручается с 1955 года, а до этого (в период с 1946 по 1954 год) самая престижная награда фестиваля называлась "Гран-при".
С 1964 по 1974 год из-за проблем с авторским правом на приз временно было возобновлено вручение "Гран-при" в качестве главной награды. С 1975 года вручается новый приз, который также выполнен в виде пальмовой ветви. С 1997 года ветвь помещается в футляр из синего сафьяна вместе с цельным куском огранённого кристалла. Сама ветвь выполнена из 24-каратного золота.
В настоящее время "Гран-при" фестиваля считается второй по престижности наградой.
"Золотая пальмовая ветвь" присуждается за лучший полнометражный и лучший короткометражный фильмы. Первой "Золотой пальмовой ветви", действительно выполняемой из золота, был удостоен американский фильм Дэлберта Манна "Марти".
Существуют и другие награды: Большой специальный приз жюри, награды за лучшее исполнение мужской и женской ролей, Приз за лучший сценарий, лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу, "Золотая камера" за лучший дебют. Жюри может также присудить еще одну премию полнометражному фильму и две - короткометражным фильмам.
За всю историю кинофестиваля ни один кинорежиссер не смог завоевать главный трофей трижды. Небольшой группе знаменитых режиссеров удалось завоевать почетную награду дважды. В эту группу входят: Альф Шёберг (1939, 1951, Шёберг оба раза был лауреатом ещё до учреждения "Золотой пальмовой ветви" и получал "Гран-при" фестиваля), Фрэнсис Форд Коппола (1974 - "Гран-при" фестивля, 1979), Билле Аугуст (1988, 1992), Эмир Кустурица (1985, 1995), Сёхэй Имамура (1983, 1997), братья Жан-Пьер Дарденн и Люк Дарденн (1999, 2005).
Жюри кинофестиваля особенно тщательно оберегают от всех тех, кто может хоть как-то на него воздействовать. На финальную встречу членов жюри вывозят в уединенное секретное место, иногда на остров. В последнее время у них даже отбирают мобильные телефоны, чтобы исключить утечку информации раньше времени. Один из главных принципов фестиваля - секретность того, как проголосовал тот или иной член жюри. Каждый из них дает подписку о неразглашении внутренних тайн голосования.
До 1983 года фестиваль проходил в здании на набережной Круазетт (сейчас отель Noga Hilton). В 1983 году состоялось торжественное открытие нового Дворца фестивалей на площади Жоржа Помпиду.
В 2002 году в Каннах появился кинозал на открытом воздухе Cinema de la Plage, где широкой публике демонстрируются картины из золотого фонда киноискусства и проводятся специальные показы.
В 2008 году в "Международной деревне" 61-го Каннского фестиваля впервые открылся Российский павильон, который представит Россию на мировом кинорынке.
Бюджет Каннского кинофестиваля составляет около 20 миллионов евро. Половина этих средств поступает из государственных фондов через министерство культуры (Национальный центр кинематографии), из бюджета Каннов и от органов местного самоуправления (Совета региона Прованс-Альпы-Лазурный Берег и Генерального совета департамента Приморских Альп). Дополнительное финансирование складывается из поступлений от профессиональных союзов, различных учреждений и частных компаний - официальных партнеров фестиваля.
Президентом Международного Каннского кинофестиваля является Жиль Жакоб. Исполнительный директор - Тьерри Фремо.
ЛАУРЕАТЫ КАННСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ 2010 ГОДА
Главный приз 63-го Каннского кинофестиваля, "Золотую пальмовую ветвь" получила картина "Дядюшка Бунме, который помнит свои прошлые жизни" тайского режиссера Апичатпонга Вирасетакуна (Apichatpong Weerasethakul).
Гран-при фестиваля получила картина "Боги и люди" французского режиссера Ксавье Бовуа.
Жюри 63-го Каннского кинофестиваля признало лучшей актрисой Жюльет Бинош за работу в картине "Заверенная копия" (Copie Conforme) иранского режиссера Аббаса Киаростами (Abbas Kiarostami).
Приз за лучшую мужскую роль присужден сразу двум актерам: испанцу Хавьеру Бардему за роль в фильме "Красота" (Biutiful) мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту и итальянцу Элио Джермано за работу в картине "Наша жизнь" (La Nostra Vita) итальянца Даниэле Лукетти (Daniele Luchetti).
Приз жюри судейская коллегия во главе с Тимом Бертоном присудила режиссеру из республики Чад Махамату-Салех Харуну (Mahamat-Saleh Haroun) за картину "Человек, который кричит".
Приз за лучшую постановку получил французский режиссер Матье Амальрик, снявший картину "Гастроли" ("Турне").
Награду за лучший сценарий получил фильм "Поэзия" корейца Чана Дон Ли.
Победителем "Особого взгляда" стал южнокорейский фильм "Ха-ха-ха" Хона Сан-су, приз "Недели критики" получила дебютная работа датского режиссера Януса Метца "Армадилло", а кинокритики присудили приз международной ассоцации FIPRESCI фильму Матье Амальрика "Турне".
Приз за лучший режиссерский дебют "Золотая камера" получил мексиканец Майкл Роу за картину "Високосный год" (Ano bisiesto).