Неполадки возникли на авианосце "Викрамадитья" во время испытаний
17 сентября 2012 года

Неполадки с индийским авианосцем "Викрамадитья" (бывший российский "Адмирал Горшков") возникли во время ходовых испытаний, эта авария отразится на сроках сдачи крейсера ВМС Индии, которые получат его не ранее октября 2013 года, сообщила в понедельник газета "Коммерсант".

Авианосец "Викрамадитья" должен был быть передан заказчику 4 декабря - в День военно-морского флота Индии. Ранее сроки уже неоднократно сдвигались из-за увеличения объема работ. Первоначально передача корабля заказчику планировалась в 2008 году.

О том, что во время ходовых испытаний крейсера "Викрамадитья" возникли серьезные неполадки, рассказал источник "Ъ", близкий к "Рособоронэкспорту". По его словам, 8 июля авианосец впервые вышел в Баренцево море из дока "Севмаша". Программа была рассчитана на 124 дня. Одной из приоритетных задач являлись испытания силовой установки авианосца.

"После того, как крейсер отчалил от "Севмаша", никаких видимых проблем не возникло. Авианосец стабильно набирал малую и среднюю скорость. Но программой испытаний предусматривалось и развитие максимальной скорости. Здесь и начались проблемы", - сообщил источник "Ъ".

По его словам, на прошлой неделе, как только авианосец набрал скорость в 30 узлов, система аварийного оповещения выдала сигнал о неполадках в энергетической установке.

"Крейсер попросту встал. Как впоследствии выяснилось, из восьми паровых котлов энергетической установки семь были выведены из строя", - добавил собеседник издания.

По словам источника "Ъ", готовившего авианосец "Викрамадитья" к ходовым испытаниям, проблема в том, что индийская сторона отказалась от традиционной теплоизоляции паровых котлов - асбеста, мотивировав это повышенной опасностью для экипажа. Поэтому разработчику котлов - Специальному конструкторскому бюро котлостроения (СКБК) - пришлось искать аналогичный вариант: вместо асбеста паровые котлы КВГ-3Д были обложены огнеупорной кирпичной кладкой. Непосредственно созданием паровых котлов для авианосца еще в 2005 году занимался Балтийский судостроительный завод, напоминает издание.

"Когда специалисты добрались до самой энергоустановки, стало понятно, что кирпичная кладка вокруг котлов попросту рассыпалась, не выдержав температуры", - сказал собеседник "Ъ". По его словам, о состоянии самих котлов можно будет судить только после того, как авианосец доберется до "Севмаша", при этом опасения, что все их придется менять, "небезосновательны".

По словам источника "Ъ" в "Рособоронэкспорте", индийское министерство обороны уже осведомлено об инциденте.

"По предварительной информации, срок сдачи перенесен не ранее чем на октябрь 2013 года", - сообщил собеседник "Ъ", уточнив, что степень готовности судна по остальным параметрам составляет более 95%.

Пресс-секретарь вице-премьера правительства Дмитрия Рогозина (курирует ОПК) Лидия Михайлова посоветовала "Ъ" обратиться за комментариями с письменным запросом в Военно-промышленную комиссию. В Объединенной судостроительной корпорации, "Рособоронэкспорте" и "Севмаше" от официальных комментариев отказались. Получить комментарии Балтзавода и СКБК изданию не удалось. В посольстве Индии в России оперативно прокомментировать ситуацию также не смогли.

Авианосец "Викрамадитья" (ранее тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков") прошел масштабную реконструкцию на российском судостроительном предприятии "Севмаш". Корабль оборудован полетной палубой и трамплином для взлета истребителей МиГ-29К, оснащен современным оборудованием, внутри корпуса авианосца проложены новые кабельные трассы общей длиной более 2 тысяч километров. Корабль получил новые навигационный и радиолокационный системы, комплекс связи и управления авиацией.

Индия стала крупнейшим импортером российского вооружения и военной техники в 2007 году, опередив Китай, и в ближайшей перспективе сохранит свои позиции.