ОАК должна создавать альянсы под конкретные проекты
4 сентября 2012 года
ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) должна продолжить работу по созданию альянсов с зарубежными компаниями под конкретные проекты, считают аналитики, опрошенные агентством "Прайм".
Глава корпорации Михаил Погосян, выступая на Международном авиатранспортном форуме в Ульяновске, заявил, что у корпорации есть два ключевых направления интеграции в мировую авиационную отрасль: формирование стратегических альянсов и параллельно создание принципиально нового производственного уклада, позволяющего максимально эффективно вписаться в мировую кооперацию.
По словам главы ОАК, в альянс могли бы войти Индия, Китай, Италия, Украина, Индонезия, ЮАР.
СТРОИТЬ ВМЕСТЕ
Эксперты отмечают, что главная задача любого объединения - это создание конкурентоспособной техники.
"Речь необязательно идет о создании какой-то глобальной транснациональной корпорации, которая будет контролироваться правительствами. Возможно, что альянс будет создаваться под взятую задачу - как это было с Sukhoi Superjet, когда был основан альянс с итальянцами", - говорит глава аналитического агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
Он отмечает, что, скорее всего, страны-участницы объединения будут оформлять один проект, тогда как по другим проектам они будут конкурентами.
Пантелеев говорит, что если одной компании не по силу создать новый самолет, то с помощью компаний других стран такие проекты можно реализовать.
Речь идет об объединении по отдельно взятым проектам, а не об общей компании с одним именем, рассуждает аналитик "ВТБ Капитал" Елена Сахнова.
"Такие проекты должны и будут существовать, потому что конкуренция усиливается. Даже Boeing и Airbus чувствуют угрозу. У нас есть исторический накопленный опыт. Для того чтобы выигрывать конкуренцию, интересно и нужно такие альянсы создавать. Но сейчас очень преждевременно говорить о таком альянсе. "Сухой" совместно с французами и Италией уже, по сути, работает в международной кооперации", - считает Сахнова.
ПАРТНЕРЫ УЖЕ ЕСТЬ
Выбор партнеров экспертов также не удивил. Со всеми этими странами Россия уже сотрудничает в той или иной сфере, отмечают они.
В 2009 году итальянская компания Alenia Aeronautica вошла в проект по созданию нового российского самолета Sukhoi Superjet 100, купив 25% плюс одна акция ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (производитель самолета).
Для продвижения продаж самолета была создана компания SuperJet International с головным офисом в Венеции.
Программа по созданию SSJ 100 послужила началом партнерства и в двигателестроении: французская Snecma и НПО "Сатурн" работают по программе создания двигателя SaM146 в рамках совместного предприятия PowerJet.
С Индией ОАК реализует программу по созданию перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации и многофункционального транспортного самолета.
Совместно с Украиной развернуто производство самолетов Ан-148, ведется подготовка к совместному производству Ан-70 и Ан-124. С Китаем создана рабочая группа по гражданскому авиастроению, которая прорабатывает вопросы создания дальнемагистрального самолета.
"Традиционно у нас хорошие взаимоотношения с Украиной, с Индией есть сейчас совместный проект по созданию истребителя и другие контракты. Индия проявляет большой интерес к созданию регионального самолета. С Китаем это планы по созданию дальнемагистрального самолета", - говорит Пантелеев.
Поэтому ситуация с созданием альянса во многом политизирована с динамично меняющимися вводными, однако стремление российской стороны выстроить свою цепочку партнерства говорит об ее адекватной и современной позиции, отмечает эксперт.
"Существующее сотрудничество с Индией и Китаем должно подтолкнуть к созданию и разработке новых перспективных направлений", - считает аналитик "Ингострах - Инвестиции" Евгений Шаго.
Эксперт отмечает, что, скорее всего, сотрудничество будет именно в военной сфере.
"В рамках глобального сотрудничества фигурирует Азия, тихоокеанская сторона, в том числе, Индонезия, я думаю, что в ближайшие несколько недель можно ждать громких заявлений, в том числе на АТЭС", - отмечает Шаго.
Основной объем инвестиций лидеров авиастроительной отрасли в расширение производственных мощностей приходится на Мексику и Китай, отмечают эксперты.