Поход донских казаков из Москвы в Париж полностью прошел по конным тропам - организаторы
18 октября 2012 года

Конный поход донских казаков из Москвы в Париж, завершившийся 7 октября в французском городе Фонтенбло, прошел полностью по конным тропам и без сорванных дней, за два месяца с дистанции сошла лишь одна лошадь, сообщили журналистам руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов и зампредседателя оргкомитета похода Павел Мощалков.

Двадцать два казака и 21 жеребец редкой донской породы вышли из Москвы 12 августа и преодолели три тысячи километров по следам казаков атамана Матвея Платова, которые преследовали армию Наполеона в 1812-1814 годах. Пройдя через Белоруссию, Литву, Польшу и Германию, 7 октября участники похода пришли в Фонтенбло, где расположен любимый дворец Наполеона.

Мощалков сообщил, что маршрут казаков через Европу менялся в процессе. Так он отметил, что в Белоруссии казаки не заходили в Минск, как планировалось ранее. Некоторые другие города им тоже пришлось обходить.

"В Литве по просьбе литовской стороны мы ушли восточнее, не шли через Каунас и Вильнюс, они попросили нас об этом, мы ушли лесами по-партизански. В Польше мы пришли в пригород Варшавы, были в Познани. Что касается Германии, мы пересекли польскую границу... поехали под Берлин в Нойштадт, а потом вернулись на трассу и прошли через всю Германию: Лейпциг, Франкфурт, Цвайбрюкен, и вошли во Францию", - рассказал Мощалков.

По его словам, по дороге произошел лишь один несчастный случай - под Вязьмой.

"Это был первый день похода, даже первый час. Нога одного из жеребцов попала между рельсами, он потянул себе скакательный сустав", - сказал Мощалков, который преодолел с казаками весь путь в составе административной группы. Их сопровождали также два врача, ветеринар, священник и водители.

По словам Бельянинова, в начале похода у организаторов возникли разногласия - в отличие от Мощалкова, он полагал, что лошади могут пройти часть похода на спецтранспорте - коновозах. Однако в споре победил зампредседателя оргкомитета, который предлагал пройти весь маршрут верхом.

"Любую европейскую страну можно пересечь по конным тропам, что мы и сделали", - сказал Мощалков.

По его словам, на коновозах жеребцы ехали только тогда, когда приходилось объезжать по магистралям большие города. Власти некоторых городов, напротив, предлагали казакам пройти походом по центру города.

"В точности повторить маршрут невозможно спустя 200 лет. Во-первых, это был период войны. Во-вторых, Европа расстроилась, появились города, автобаны и так далее. Но мы максимально старались этого маршрута придерживаться, хотя бы идти параллельно", - сказал Мощалков.

Он рассказал, что на некоторых стоянках за казаками приходилось следить.

"Сейчас во всех странах Европы появляются целые казачьи объединения абсолютно непонятного происхождения и вида. Они пытались, приезжая, особенно в Германии, в Литве, в Польше привозить ящиками вино. Если я это видел, я это пресекал. Но бывали моменты, как у нас говорят, ночью под одеялом. Но утром я видел реакцию на лицах, и после определенной задушевной беседы уважаемые казаки садились в седла и продолжали поход. Ни одного дня не сорвали", - отметил Мощалков.

Финансировалось мероприятие, прежде всего, за счет частных пожертвований, однако бюджет кампании организаторы не называют.

"Было огромное количество спонсоров и жертвователей. Это банки, нефтяные компании, газовые компании, промышленные компании. Началось с того, что нам купили 13 лошадей, передали для начала. Наш проект был включен в государственную программу празднования 200-летия войны. И государство здесь участвовало своим административным ресурсом, это неоценимо", - сказал Бельянинов.

По словам организаторов, иностранцы принимали казаков радушно.

"Я убедился, что могут быть разногласия между политиками разных стран, но народ везде нас встречал исключительно хорошо", - сказал Мощалков. По его словам, разговоров о политике вовсе не было.

В обратный путь казаки отправятся через день после праздника, который пройдет в Фонтенбло 20 октября. На этот раз - на коновозах.

"Лошади - это очень дорого, у нас денег на обратный путь на лошадях не хватит", - заявил Бельянинов.