Принимать решения о реорганизации таможенных постов должна Госпогранкомиссия - МЭР
15 августа 2011 года

Минэкономразвития РФ предлагает наделить Государственную пограничную комиссию функцией принятия решений по реорганизации и ликвидации таможенных постов, на которых производится таможенное оформление товаров, сообщил "Прайму" директор департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ МЭР Андрей Точин.

Он напомнил, что, ранее решения о закрытии постов принимала Федеральная таможенная служба (ФТС). Согласно закону "О таможенном регулировании в Российской Федерации", действующему с 29 декабря 2010 года, такие решения должны приниматься в порядке, установленном правительством России. Этот порядок должен быть закреплен постановлением правительства, проект которого должна была подготовить ФТС. До сих пор ФТС этого не сделала. Минэкономразвития, считая этот вопрос принципиально важным, подготовило свой вариант постановления и направило его в ФТС и правительство.

Точин заявил, что предварительное рассмотрение вопросов реорганизации и ликвидации таможенных постов должно быть коллегиальным в рамках Госпогранкомиссии, даже если окончательное решение будет оформляться в виде приказа ФТС. По словам представителя МЭР, участие в обсуждении должны принимать не только заинтересованные ведомства, но и представители регионов, где планируются изменения, так как они лучше всех знают свою логистику и планы по развитию региональной транспортной инфраструктуры, а также, в какой-то мере, представители бизнеса.

Выбор Госпогранкомиссии в качестве уполномоченного органа правительства, принимающего решения по изменению местонахождения таможенных органов, не случаен, отметил глава департамента МЭР. "Под эгидой комиссии уже проводилась аналитика по пунктам пропуска, рассчитывались товаропотоки, из каких стран они идут, как географически заходят на пункты пропуска. Это был расчет, направленный на то, чтобы определить перспективы пропускной способности пунктов пропуска до 2020 года. Таким образом, у ГПК есть необходимый опыт, плюс там представлены регионы, ведомства, которые должны участвовать в рассмотрении вопросов реорганизации и ликвидации таможенных постов", - пояснил он.

Государственная погранкомиссия была создана в соответствии с указом президента от 28 мая 2003 года для обеспечения пограничной безопасности РФ. Основным направлением ее деятельности является создание условий для формирования пограничной политики РФ и ее реализации при осуществлении внешнеполитической, экономической, военной, социальной, финансовой государственной деятельности.

Точин особо подчеркнул, что в первую очередь требует коллегиального рассмотрения любая реорганизация, которая приводит к сокращению возможностей таможенного органа. В частности, это уменьшение численности сотрудников, что может сказаться на снижении пропускной способности поста, изменение перечня товаров, который вправе оформлять тот или иной таможенный орган. По его словам, "все решения, выполнение которых могут повлиять на возможности бизнеса, должны проходить через "коллективный разум".

По мнению представителя МЭР, в будущем необходимо сделать качественный, базирующийся на экономике расчет, - где должны располагаться таможенные органы, сколько сотрудников должно там работать, какой необходим размер инфраструктуры, - чтобы обеспечить текущие потребности и на ближайшую перспективу.

Касаясь создания околотаможенной инфраструктуры, Точин подчеркнул, что в этом сегменте услуг необходимо обеспечить конкуренцию для исключения коррупционных действий. "На основе анализа надо определить места расположения таможенных постов, построить их за счет федерального бюджета, оснастить техникой, которая для таможни необходима. А дальше на основе конкурса распределить участки территорий около постов между желающими осуществить строительство складов временного хранения, транспортно-логистических терминалов и других объектов", - сказал он.

Глава департамента МЭР также напомнил, что создание, реорганизация или ликвидация пунктов пропуска не требует согласования с другими странами Таможенного союза. Каждое государство само решает этот вопрос, исходя из своей внутренней транспортной логистики, центров потребления и других факторов.