Сбитый самолет ВВС Турции, вероятно, проверял сирийскую систему ПВО
25 июня 2012 года

Турецкий самолет RF-4E, сбитый в воздушном пространстве Сирии, с большой долей вероятности выполнял разведывательный полет с целью тестирования сирийской системы противовоздушной обороны (ПВО), заявили в понедельник опрошенные российские военные эксперты.

Разведывательный самолет ВВС Турции RF-4E, вылетевший в пятницу с авиабазы "Эрхач" в провинции Малатья на юго-востоке страны, исчез с экранов радаров спустя полтора часа после взлета в воздушном пространстве Средиземного моря юго-восточнее приграничной с Сирией провинции Хатай.

Сирия заявила, что сбила турецкий самолет над своими территориальными водами после его вторжения в свое воздушное пространство. Сирийское информационное агентство САНА опубликовало карту с маршрутом полета самолета, согласно которой он перед вторжением в воздушное пространство Сирии сделал круг, а сбит был вблизи сирийского побережья. Однако глава МИД Турции Ахмет Давутоглу заявил, что самолет был сбит в международном воздушном пространстве, а его обломки упали в территориальные воды Сирии. Глава МИД Турции Давутоглу говорил, что самолет совершал "тестовый и учебный полет по контролю функционирования национального радара и его действия не были направлены против Сирии", на борту самолета не было оружия, о его полете Сирии было известно заранее, и сирийская сторона не предупредила экипаж самолета о планируемых действиях, как того требует международное законодательство.

"Турецкий самолет был сбит в воздушном пространстве Сирии. Сирийская ПВО - высокоэффективная система. И, в любом случае, сирийские боевые расчеты, когда принимали решение об открытии огня, квалифицировали цель как вражескую, которая находилась в их воздушном пространстве", - отметил директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.

Он не исключил, что самолет выполнял разведывательную миссию, целью которой было заставить включиться средства целеуказания сирийских зенитных ракетных комплексов, активизировать работу радиолокационных станций и, возможно спровоцировать их перейти на боевые режимы работы.

Другой российский военный эксперт, руководитель профильного сайта "Вестник ПВО" Саид Аминов также полагает, что, судя по характеру полета RF-4E, с большой долей вероятности, производилось тестирование сирийской системы ПВО, с целью "вскрытия" ее элементов. Он отметил, что самолет шел на низкой высоте, а подобный прием - один из ключевых элементов прорыва любой системы противовоздушной обороны.

По мнению Аминова, данный инцидент свидетельствует об эффективности сирийской ПВО, основу которой составляют комплексы средней дальности российского производства - "Бук - М2Э", "Печора -2М" и зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) "Панцирь-С1". Кроме того, в составе ПВО Сирии имеются два дивизиона дальнобойных (240 километров) зенитных ракетных комплексов С-200ВЭ советского производства.

Директор ЦАМТО Коротченко напомнил, что Турция является членом НАТО, где осуществляется обмен разведывательной информацией с другими членами альянса, и ведет активную радиоэлектронную и радиотехническую разведку по Сирии. "Вся добываемая информация по Сирии, разумеется, становится доступна другим странам-членам НАТО. Как бы не классифицировалась эта миссия, это вклад в общую копилку развединформации НАТО по ситуации в Сирии", - сказал Коротченко.