Специальный приз жюри ММКФ получила мексиканская черная комедия "Срок Годности"
30 июня 2012 года
Специальный приз жюри 34-го Московского международного кинофестиваля получила картина "Срок годности" (Fecha De Caducidad) мексиканского режиссера Кении Маркес, участвовавшая в основном конкурсе.
Вышедший вручать приз Сергей Лобан отметил, что "это фильм о настоящем человеке".
Режиссер картины Кения Маркес сказала: "Я очень благодарна, это мой первый фильм, и я хочу посветить эту победу Мексике, там сегодня выборы, и я хочу, чтобы у нас никогда не было войны".
Кения Маркес дебютировала в режиссуре в 1997 году с короткометражкой "Крест", после чего четыре года проработала генеральным директором Международного кинофестиваля в Гвадалахаре, что, по ее словам, позволило ей не только созреть как личности, но и понять, какими должны быть персонажи фильма "Срок годности".
Пожилая Рамона (Анна Офелия Мургуйя) живет вместе с великовозрастным сыном Освальдо, которому каждый день подогревает на обед консервированный томатный суп и стрижет ногти. Именно с этого, на первый взгляд, незначительного эпизода начинается фильм - женщина неловко задевает острым лезвием палец сына, раздраженный Освальдо пытается остановить кровотечение, после чего уходит из дома и не возвращается. Прождав три дня, Рамона начинает обход всех больниц и моргов, где осматривает только ноги покойников, памятуя о недавней "травме" сына. Последним представленным женщине для опознания телом оказывается труп обезглавленного мужчины в ботинках, однако мать даже не глядит на ноги - уж ей-то не знать, что у ее Освальдо такой обуви отродясь не было.
Буквально в следующей сцене зрителям показывают, что мертвец без головы - все же искомый Освальдо, и вот тут история превращается почти в детективную. Рамона продолжает искать сына и в процессе знакомится с вечно заплаканной девушкой Марианной (Марисоль Сентено), въехавшей в ее дом, и мужчиной средних лет без определенного рода деятельности по имени Хенаро (Дамиан Альказар). Эти совершенно случайные персонажи неожиданно оказываются главной движущей силой фильма, превращая сюжет в цепочку ложных причинно-следственных связей.
Кения Маркес для дебюта в большом кино выбрала излюбленный прием своего соотечественника, режиссера Иньяритту. Одна и та же история показана поочередно глазами троих героев - Рамоны, Марианны и Хенаро.
Мрачного юмора в картине действительно немало, и связан он в основном с отрезанной головой, которая оказывается в руках у непутевого Хенаро и которую он то кладет в холодильник, то повсюду таскает с собой в полиэтиленовом пакете, то причесывает.