Суд во Владивостоке рассмотрит дело об аварии на АПЛ "Нерпа"
25 апреля 2011 года

Предварительное слушание по уголовному делу об аварии на подводной лодке "Нерпа" осенью 2008 года, когда во время ходовых испытаний в Японском море произошел пожар и погибли 20 человек, пройдет в понедельник в Тихоокеанском флотском суде во Владивостоке, сообщила представитель суда.

На "Нерпе" 8 ноября 2008 года во время заводских испытаний произошел пожар - система пожаротушения сработала неправильно, и в отсеки стала поступать смесь фреона и тетрахлорэтилена. В результате погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Обвинение по делу об аварии следователи предъявили командиру "Нерпы" Дмитрию Лаврентьеву и трюмному машинисту старшине Дмитрию Гробову. В конце марта военный прокурор Тихоокеанского флота утвердил обвинительное заключение по делу.

Следствие предъявило Лаврентьеву обвинение в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий - смерти по неосторожности двух и более лиц (часть 3 статьи 286 УК РФ, предусматривает лишение свободы на срок до десяти лет). Гробов обвиняется в причинении по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей смерти двум и более лицам (часть 3 статьи 109 УК РФ, предусматривает до пяти лет лишения свободы).

"Предварительное слушание назначено на 25 апреля, на 10.00 (3.00 мск). Слушание пройдет в закрытом режиме", - сказала собеседница агентства.

Защита командира подводной лодки "Нерпа" Дмитрия Лаврентьева собирается потребовать в суде прекращения уголовного дела в его отношении, сообщил адвокат Лаврентьева Александр Кулаков. По словам адвоката, "надежды на прекращение уголовного дела" мало, поэтому защита также готовит ходатайства о возвращении уголовного дела следствию.

Защита также намерена добиться рассмотрения этого уголовного дела судом присяжных. По словам адвоката, командир лодки "действовал в соответствии с руководящими документами".

Адвокат также будет добиваться проведения дополнительных следственных действий, в том числе проведения следственного эксперимента, допроса представителей военных предприятий, включая представителей Амурского судостроительного завода, которые участвовали в подготовке АПЛ к испытаниям и готовили техническое задание.

Представители Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников считают, что "в деле Лаврентьева возможна работа суда присяжных, необходимо также назначить дополнительные экспертизы". Клуб "в рамках, отведенных законом", будет активно участвовать в этом процессе, и настаивать, в том числе, на участии в деле независимого общественного наблюдателя, сообщил 18 апреля журналистам председатель клуба моряков-подводников Игорь Курдин.

Эксперты уверены, что до сих пор нет ясности, каким образом объем газа, предназначенный для трех отсеков, буквально "вылился" на головы людей в одном отсеке подлодки, и почему вместо фреона значительную часть смеси составлял тетрахлорэтилен.

Юрист Илья Рубцов считает, что процесс рассмотрения дела Лаврентьева в суде будет "достаточно трудоемкий", так как многие документы, прямо или косвенно относящиеся к процессу, носят гриф секретности.

АПЛ "Нерпа" (К-152, проект 971, класс "Щука-Б") относится к подлодкам третьего поколения. Проектировали ее на петербургских предприятиях - морском бюро машиностроения "Малахит" и НПО "Аврора". Субмарина была заложена на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре в 1991 году. Однако в середине 1990-х финансирование строительства лодки было заморожено. Достройка АПЛ стала возможной лишь после финансирования со стороны Индии. После ремонта в декабре 2009 года АПЛ вошла в боевой состав ВМФ России. До октября 2011 года подлодку планируется передать в лизинг Индии.