Вертолет Ми-28Н ("Ночной охотник")
16 августа 2012 года

Новейший вертолет Ми-28Н "Ночной охотник" аварийно сел в четверг в Моздоке, сообщает пресс-служба Южного военного округа (ЮВО).

Ниже приводится справочная информация.

Боевой вертолет Ми-28Н "Ночной охотник" (Ми-28НЭ в экспортном варианте) предназначен для поиска и уничтожения в условиях активного огневого противодействия танков и другой бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей и живой силы противника в любое время суток и в любых метеоусловиях.

Ми-28Н разработан Московским вертолетным заводом им. М.Л. Миля на базе боевого вертолета Ми-28 (базовый вертолет иногда обозначают Ми-28А). Прежде чем оформить техническое задание на Ми-28Н, в течение нескольких лет специалисты завода совместно с институтами Министерства обороны формировали облик этого вертолета. Вертолет предназначался для работы с Сухопутными войсками, поэтому специфические особенности этих войск (работа в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, в отрыве от аэродромов и стационарных баз, совместимость горюче-смазочных материалов, боеприпасов, средств связи и управления, простота эксплуатации применяемой техники) потребовали соответствующих качеств от Ми-28Н.

Выкатка из сборочного цеха первого опытного экземпляра состоялась 16 августа 1996 года, 14 ноября 1996 года вертолет впервые поднялся в воздух.

В 2002 году были завершены заводские испытания.

В марте 2006 года государственная комиссия под председательством главнокомандующего Военно-воздушных сил РФ выдала предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов Ми-28Н.

В феврале 2008 года два первых вертолета поступили в Вооруженные Силы РФ.

26 декабря 2008 года госкомиссия по результатам государственных испытаний рекомендовала принять боевой вертолет Ми-28Н на вооружение Минобороны России и поставить его на серийное производство.

Серийное производство Ми-28Н было развернуто на Ростовском заводе (ОАО "Роствертол").

За время эксплуатации этой машины произошло три аварии Ми-28Н. 19 июня 2009 года во время полета на Гороховецком общевойсковом полигоне (нижегородская область) вертолет совершил экстренную посадку, при которой были разрушены несущий винт и хвостовая балка. Пострадавших не было. 15 февраля 2011 года вертолет Ми-28 совершил жесткую посадку в Буденновском районе Ставропольского края, при которой экипаж получил травмы различной степени тяжести. Командир экипажа вертолета в тот же день скончался в военном госпитале. 6 августа 2012 года вертолет Ми-28Н совершил жесткую посадку на аэродроме Моздок (Северная Осетия). При посадке вертолет получил незначительные повреждения, экипаж не пострадал.

Вертолет Ми-28Н построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным несущим и четырехлопастным рулевым винтами. Фюзеляж - цельнометаллический полумонокок. Крыло предназначено для подвески вооружения. Экипаж состоит из двух человек: пилот обеспечивает управление вертолетом, штурман-оператор - поиск, обнаружение и поражение целей. На вертолете имеется дополнительный двух-трехместный отсек для экстренной эвакуации экипажей поврежденных вертолетов. Габариты позволяют перевозить вертолет в военно-транспортном самолете Ил-76 без разборки.

Экипаж размещен в отдельных, расположенных в тандем кабинах, штурман-оператор - спереди, пилот - сзади и выше, благодаря чему им обеспечены максимальные обзор и защита. Широкое применение прозрачной брони впервые позволило осуществить на Ми-28Н полное бронирование кабин. Броня выдерживает попадание 20-миллиметровых снарядов. Отстрел крыльев и дверей, а также выпуск надувных лотков позволяют экипажу безопасно покинуть вертолет в аварийной ситуации. Ударопоглощающие кресла и система принудительной травмобезопасной фиксации летчиков обеспечивают безопасность экипажу при грубой посадке. Система пассивной защиты вертолета позволяет экипажу выжить при ударе вертолета о землю с вертикальной скоростью до 12 метров в секунду.

Конструкция Ми-28Н обеспечивает высокую живучесть благодаря разнесению двигателей и экранированию жизненно-важных систем менее важными, а также применению материалов, устойчивых к боевым повреждениям. Четырехлопастной рулевой винт вертолета для снижения шума и повышения эффективности спроектирован по Х-образной схеме. Система управления и гидросистемы дублированы. Топливные баки заполнены пенополиуретаном во избежание взрыва и защищены снаружи самозатягивающимся латексом. Шасси - трехопорное с задним колесом. В конструкцию стоек шасси включены энергопоглощающие амортизаторы.

Пассивные средства боевой защиты Ми-28Н включают в себя: экранно-выхлопные устройства, аппаратуру постановки помех радиолокационным станциям и ракетам с инфракрасными и радиолокационными системами наведения, а также устройство выброса ложных тепловых целей.

Бортовой радиоэлектронный комплекс вертолета обеспечивает применение оружия и решение пилотажных и навигационных задач днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях на предельно малых высотах (10-50 метров) с автоматическим огибанием рельефа местности и облетом препятствий.

Вооружение вертолета включает управляемое и неуправляемое ракетное вооружение, а также подвижную пушечную установку калибра 30 миллиметров. На балочных держателях предусмотрена подвеска унифицированных пушечных контейнеров с пушками калибра 23 миллиметра, противотанковых управляемых ракет "Атака" класса "воздух-земля" и ракет "Игла" класса "воздух-воздух" с тепловой головкой самонаведения, а также неуправляемых авиационных ракет типа С-8 и С-13.

Конструкция и системы вертолета Ми-28Н разработаны с учетом возможности адаптации и интегрирования с международными стандартами.

"Ночной охотник" обладает уникальными пилотажными характеристиками. На этом вертолете впервые в истории российского вертолетостроения были выполнены фигуры высшего пилотажа - "петля" и "бочка".

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТА:

Экипаж - 2 человека (при необходимости в заднем отсеке может перевозиться еще 2-3 человека).

Силовая установка - 2 двигателя ТВ3-117ВМА мощностью 2200 лошадиных сил каждый.

Взлетная масса:

нормальная - 10400 кг,

максимальная - 11500 кг.

Масса боевой нагрузки:

максимальная - 1605 кг,

нормальная - 638 кг.

Масса пустого вертолета - 7890 кг.

Скорость полета:

максимальная - 282 км/ч,

крейсерская - 260 км/ч.

Статический потолок - 3450 м.

Динамический потолок - 5750 м.

Дальность полета с нормальной взлетной массой - 460 км.

Перегоночная дальность - 1105 км.

Диаметр несущего винта - 17,2 м.