Опасность » Личная безопасность » Кот в мешке из паутины


«Кот в мешке» из Паутины

В интернет-магазинах сегодня можно приобрести всё — от косметики и еды до одежды и бытовой техники.
Покупки «вслепую»

МОСКВИЧИ привыкли пользоваться Интернетом не только с целью получения информации. Интернет — источник большого количества услуг: мы заказываем обед с доставкой на рабочее место, бизнесмены оплачивают «кредитками» подарки «дамам сердца», не выходя из офисов, подростки покупают игры, домохозяйки, не желающие таскать тяжёлые сумки, выбирают по Интернету продукты — через сайты магазинов-сетевиков. Через Интернет можно проверять банковские счета, а также распечатки счетов мобильных телефонов. Но, кроме этого, существуют и чисто интернет-магазины (не магазин, продающий свои товары и через Интернет тоже, а исключительно магазин, продающий что-то посредством Сети).

Наша читательница Екатерина С. заказала в интернет-магазине несколько DVD-дисков. Курьер привёз их на следующий же день. Однако женщина не смогла насладиться фильмами — первый диск «играл», а вот второй и третий плеер «выплёвывал», не желая показывать картинку. Екатерина обратилась в продавший диски магазин. Курьер приехал за дисками, пообещав на следующий же день привезти замену. Вот уже два месяца, как читательница ждёт свои фильмы. Более трагичен случай с Владимиром С. Он заказал через Интернет зимнюю резину, причём самую дорогую из всех возможных. Однако спустя неделю после установки ездить на колёсах оказалось небезопасно. Выяснилось, что три (!) из четырёх покрышек бракованные. Владимир бросился искать компанию, продавшую это безобразие, но наткнулся на молчащий телефон. Спустя неделю трубку сняли и ответили, что… фирма закрылась. Владимир выкинул на ветер 15 тыс. руб.
Считаем и вычитаем

У дистанционных покупок есть свои положительные стороны, но есть и отрицательные. И тех и других немало.
+ Плюсы

ЭКОНОМИЯ ВРЕМЕНИ — вы делаете заказ, не выходя из дома или не отлучаясь с рабочего места, и спустя оговоренный срок (обычно от 1 до 3 дней) курьер привозит вам покупки.

ЦЕНЫ в виртуальных магазинах, как правило, ниже (в среднем на 1–10%) из-за того, что подобным заведениям не нужно арендовать помещение и держать большое количество персонала (консультанты, уборщицы и т. д.).
— Минусы

«НЕУЛОВИМЫЕ ПРОДАВЦЫ». «Интернет-покупатели пользуются всеми (!) правами, регламентированными законом «О защите прав потребителей», — напоминает юрист Дмитрий Лыков, — а значит, в случае покупки бракованного, неисправного или имеющего какие-то дефекты товара вы можете обращаться с претензией к продавцу». Но многие нечестные интернет-продавцы освоили хитрый ход: они продают товар, зарегистрировавшись в качестве одного юридического лица, а потом, через некоторое время, ликвидируют фирму и регистрируются под другим названием. Формально предъявить претензии уже некому.

НЕДОСТАТОК ИНФОРМАЦИИ. Виртуальные консультанты могут дезинформировать вас (к примеру, пообещать, что данная стиральная машина работает практически бесшумно, в то время как на деле она будет грохотать, как танк), а потрогать товар руками и сравнить его с аналогами у вас нет возможности.

ПОТРАЧЕННОЕ ВРЕМЯ. Потребителя подстерегает колоссальное количество «но», которые могут растянуть процесс покупки на долгие недели. Во-первых, нужного вам товара может не быть на складе. Далеко не все магазины сообщают об этом клиенту сразу. Во-вторых, курьер может привезти вам нужный товар, но, скажем, другого цвета. В-третьих, курьер онлайн-магазина может выехать к вам и раствориться в пространстве, а приехать, скажем, через неделю. И максимум, чем вы можете наказать нерадивого продавца, — не купить товар.

ТРУДНОСТИ ОПЛАТЫ. Наши соотечественники предпочитают оплату интернет-покупок наличными, по факту доставки — по данным ROMIR Monitoring, так делают 74% покупателей. На втором месте стоит оплата кредитными картами — этим пользуются 10% покупателей. Электронные платежи (webMoney) по душе 8% клиентов интернет-магазинов. Остальные выбирают оплату почтовым переводом. «Главная опасность, связанная с электронной оплатой, — рассказывает Владимир Тихонов, владелец книжного интернет-магазина, — при указании всех реквизитов кредитной карты ваш счёт становится уязвим для хакеров. Большинство банков сегодня выпускают специальные кредитки для оплаты онлайн-покупок и услуг, но они не столь популярны — москвичам нравится держать в руках живые деньги и расставаться с ними только тогда, когда покупка становится осязаемой. Такова психология нашего общества».

Николай ВЫШЕГОРСКИЙ, юрист по защите прав потребителей:

— ВЫ ДОЛЖНЫ убедиться, что курьер привёз вам нужный товар. Внимательно осмотрите его, проверяя отсутствие внешних дефектов. После этого вы вместе должны проверить, работает ли ваша покупка (если речь идёт о бытовой технике, компьютерах, дисках и т. д.). Не передавайте деньги курьеру, пока не будете полностью уверены в том, что с купленным товаром всё нормально.

Если курьер привёз вам не ту вещь или в процессе проверки вы наткнулись на дефект, вы вправе настаивать на замене. Он должен забрать неподходящий товар и привезти вам другой. При этом ваши деньги остаются у вас, а чеки и прочие бумаги — у курьера.

Вместе с покупкой курьер должен передать вам кассовый чек, гарантийный талон фирмы-производителя (заполненный продавцом в вашем присутствии), а также инструкцию по эксплуатации на русском языке, если вы покупаете технику. Только в этом случае вы сможете предъявить фирме претензии или вернуть товар (в течение 2 недель, если он не входит в список товаров, не подлежащих обмену и возврату).
А как у них

В США недавно разразился скандал. Выяснилось, что интернет-магазины ведут досье на своих покупателей — записывают их привычки, склонности, а также финансовые возможности. Исходя из этих данных, назначают каждому покупателю индивидуальную цену, завышая её для тех, кто тратит деньги с готовностью или ищет товар, которого в данный момент нет у конкурентов.
Кстати

ПОД личиной интернет-магазинов зачастую могут скрываться банальные мошенники, сбывающие нелегально произведённую продукцию — пиратские диски, контрафактную технику, поддельную парфюмерию, косметику и даже лекарства. Застраховаться от покупки подделки практически невозможно. А чреват такой шопинг тем, что в случае проблем вам будет некому предъявить претензии. Скажем, по закону «О защите прав потребителей» вы имеете право предъявить претензии продавцу или производителю. Продавец контрафакта, скорее всего, скроется, получив ваши деньги, а официальный производитель откажется менять или чинить подделку под свой товар.

• ПОКУПАЙТЕ через Интернет простые и проверенные вещи, в выборе которых вам сложно ошибиться. Например, книги, диски, билеты в кино. Многие курьеры назначают покупателям встречу в метро. Там вы не сможете проверить технику или диски. Поэтому — не соглашайтесь. Они обязаны приезжать к вам домой/в офис, и не стоит экономить их рабочее время!

• НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ искушению заказать по Интернету одежду, нижнее бельё, обувь, ювелирные украшения (слишком велика возможность ошибиться в размере, ведь размеры разных фирм не совпадают).

• НЕ ЗАБУДЬТЕ уточнить, входит ли доставка в цену, является бесплатной или вам ещё придётся за неё доплатить. Особенно внимательными будьте, если живёте за пределами МКАД, — в этом случае требуйте, чтобы вам подсчитали, во сколько обойдётся доставка именно до вашего дома (зачастую деньги в таких случаях берутся за каждый «лишний» километр от Москвы).

• РАЗМЕНЯЙТЕ деньги до приезда курьера. «Есть старый способ «развести» на чаевые. Когда курьер видит, что у человека только круглая сумма, — признаётся курьер Наталья Анохина, продающая мобильные телефоны, — то может сказать, что сдачи нет. Хотя она есть всегда, деньги «на мелочь» меняют в офисе. Но это вынуждает покупателя отдать курьеру сдачу «на чай».

• СТАРАЙТЕСЬ не покупать товар через магазины, расположенные на бесплатных сайтах. Обычно приличные фирмы информацию размещают на платных доменах.

• ОТКАЖИТЕСЬ от покупки в магазине, на сайте которого есть только e-mail для связи. Серьёзная фирма помещает номера телефонов (городских, а не мобильных!) и юридический адрес (адрес офиса), а также контакты для клиентов, имеющих претензии (служба по работе с клиентами).

• КСТАТИ. Перед тем как сделать покупку онлайн, почитайте, что пишут о выбранном вами магазине в Интернете.