Как нас обманывают на заправках
Нарушения на заправках уже давно стали притчей во языцех. К ним, как и к поборам гаишников, привыкли настолько, что протест вызывают только отдельные случаи вопиющей наглости. Каждый автолюбитель знает, что “короли бензоколонок” недоливают и разбавляют топливо, но как конкретно это происходит — тайна, покрытая мраком. Разобраться в технической стороне “бензиновых чудес”, непосредственно участвуя в работе одной из столичных заправок, сумел корреспондент “МК”.
Налево пойдешь — “бодягу” найдешь
Буквально на днях Департамент природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы по итогам проверок в 2007 году опубликовал список заправок, торгующих некачественным бензином. Из 268 проверенных АЗС в черный список департамента попали 43 заправки. Проштрафившиеся предприниматели обязаны выплатить городу административные штрафы на общую сумму 14,9 млн. рублей.
На таких заправках инспекции выявили использование топлива с содержанием высокого уровня серы, бензола, ароматических углеводородов. И конечно же, октановое число бензина не соответствовало заявленному типу. Так, например, Аи-92 продавался под видом девяносто пятого. Как заключили эксперты, использование такого “паленого” бензина нанесло существенный вред как общей экологии города, так и двигателям автомобилей тех автовладельцев, что заправлялись по этим адресам. По большому счету от “паленки” двигатель может и приказать, что называется, “долго жить”.
Впрочем, если кто думает, что на остальных московских АЗС все тип-топ, то он сильно ошибается. В этом корреспондент “МК” сумел убедиться лично.
…Полученное задание воодушевило, поскольку сам за рулем 7 лет, в течение которых порядком надоели бесчинства на заправках. Наконец-то появилась возможность рассекретить “фокусы” коллег известной киногероини Людмилы Добрыйвечер. На ум сразу пришел старый школьный товарищ Алексей, сотрудник одной из московских АЗС, поскольку входить в этот бизнес в одиночку, без прикрытия, не хотелось. И я, не без его помощи, на какое-то время стал самым обычным что ни на есть “пистолетчиком”.
Проблем с оформлением, несмотря на мое иногороднее происхождение, не возникло. Московские подпольщики XXI века сделали регистрацию за 800 рублей в течение 10 часов. В остальном, благо требовались всего-то паспорт, “военник” и вид, “лихой и придурковатый”, тоже обошлось без неожиданностей. И я без всяких формальностей и “курса молодого бойца” вышел на работу. Подогреваемый еще и обещанной зарплатой в 8 тысяч 500 рублей в месяц (зимой, а летом — 7 тысяч) при работе два дня через два и двенадцатичасовым рабочим днем.
День первый. Снятие остатков как показатель истины
Полученная рабочая форма приятно облегала тело. Даже с эстетической точки зрения она смотрелась вполне на уровне. Однако мой первый рабочий день не задался с самого начала. Я попал аккурат на процедуру так называемого “снятия остатков”. Когда ревизоры КРУ (контрольно-ревизионного управления) компании, которой принадлежит АЗС, приезжают с проверкой, то есть устанавливают соответствие фактических остатков топлива в емкостях тому, что записано в сменных журналах учета нефтепродуктов на момент проверки. Процедура, надо сказать, для заправщиков малоприятная.
Во-первых, наличная сумма в кассе должна строго соответствовать сумме на К-отчете кассовой ленты. Что бывает далеко не всегда.
Во-вторых, на время ревизии АЗС останавливается, бывает, что и до полутора часов, если что-то не так.
В-третьих, если АЗС работает еще и по безналичному расчету, то количество отпущенных литров по кассе должно соответствовать количеству литров, записанных в ведомостях или зафиксированных по терминалам для пластиковых карт, что также бывает далеко не всегда. Нужно достаточно много времени, чтобы скорректировать такую бухгалтерию.
В общем, если крушники появляются внезапно, то им есть где разгуляться. В 99 случаях из ста они зафиксируют нарушения. Кроме того, не всегда бывает порядок и в емкостях. Предельно допустимый коэффициент погрешности на емкость с бензином составляет 0,065. Например, если в емкости 25 тонн, то количество литров, идущих в ней “плюсом” или “минусом”, не должно превышать 16,25 литра. И наличие “плюсов”, как правило, сразу наводит на мысль о недоливе.
В то утро для Алексея и старшего оператора Михаила данная процедура оказалась неприятной еще и потому, что свой человек в управлении предупредил о проверке с большим опозданием (на всякую разведку есть своя контрразведка, и у АЗС имеются в конторе свои “засланные казачки”. — Авт.). И они еле-еле успели привести показания счетчиков и деньги в кассе в нужный вид. Но об этом я узнал только вечером, когда с неподдельным интересом осведомился у своего приятеля о причинах утренней суматохи и встревоженного настроения коллектива.
Еще одно последствие проверки мне пришлось ощутить уже на своей “рабочей шкуре”: в ходе всего контрольного мероприятия, пока АЗС не работала, уехало клиентов 30—40. Другими словами, мои потенциальные чаевые растворились в пространстве. А если учесть легкий морозец, который слабо походил на изумительные условия работы в небезызвестном кинофильме “Королева бензоколонки”, то настроение было не ахти. Хотя одно обстоятельство все же порадовало. Во время снятия остатков были взяты пробы бензина. В четыре чистые бутылки для анализа в лаборатории на соответствие сертификатам качества, которые обязательно привозят на АЗС вместе с накладными, были отпущены по 1 литру бензина и дизтоплива. Затем еще по одному литру налили для контрольного образца, который в запечатанном виде с оформленными этикетками оставили в специальном ящике для проб на АЗС. Хранится такая проба 45 суток. Оказалось, наша заправка “бодяжничеством” никогда не славилась и держала марку. Во всяком случае, в “черном списке” нашей АЗС не оказалось.
Так или иначе, но первый рабочий день подошел к концу, а 450 рублей, заработанных “торговлей глазами”, приятно грели руку. Сердце наполнялось волнующими надеждами на увеличение завтрашнего дохода в отсутствие проверок и прочих неприятностей. Но главная надежда была в том, что удастся наконец узнать, как же именно обманывают граждан и можно ли этого избежать.
День второй. Курица не птица — “пистолетчик” не оператор
Опять легкий “авралец” в самом начале смены. В 9.15 утра какой-то дорогой россиянин слишком поторопился и стал отъезжать от колонки, забыв вынуть пистолет из бака. В итоге — оторванный пистолет и законная порция нелестных выражений в мой адрес от оператора. Которого, опять-таки, понять нетрудно: ненужный хаос в виде перестраивания водителей в другую очередь, трата времени и нервов. Всю свою злость клиенты, как правило, срывают на операторах. Ну а те, в свою очередь, на “пистолетчиках”.
“Пистолетчики” — представители низшей касты на АЗС. Это, в общем, и понятно. Просто стоять и вставлять в бак подъезжающих машин заправочный пистолет сможет каждый, а вот быть оператором, как оказалось, целое искусство.
“Пистолетчики” не входят в круг особ, приближенных к кормушке. В лучшем случае оператор со своей смены даст ему 100—150 рублей за то, что “пистолетчик” одному только ему ведомым жестом предупреждает, что клиент заправляется в канистру. Поэтому шефство надо мной старого друга оказалось как нельзя более кстати. Более того, без его пояснений самостоятельно понять, каким же образом происходит обман, за количество отработанных в реальности смен было бы просто невозможно. А так я был как бы “своим” и как бы “в теме”. В моем присутствии можно было вести разговоры, касающиеся хлеба воровского насущного, обсуждать итоги дня и решать проблемы относительно дележа “хабара”. Однако настойчивые расспросы насчет деталей махинаций могли серьезно осложнить дело. Приходилось общаться по факту и как бы невзначай просить объяснить ту или иную непонятную вещь.
Например, я наряду с испытанной гордостью по поводу кристальной чистоты бензина на нашей заправке был искренне удивлен, неужели везде “бодяжат”, а тут нет? Неужели новенький “Лексус” старшего оператора был куплен на зарплату? Но, как объяснили профессионалы, только настоящие беспредельщики, у которых низкие объемы выдачи топлива, опускаются до такого. “Серьезные” люди, вроде нас, имеющие хорошую реализацию, наоборот, борются за клиента, а остальное — дело техники.
Когда много клиентов, выставлять колонки на слишком рисковый недолив попросту незачем. Прибыль растет за счет больших объемов. Кроме того, каждая уважающая себя контора имеет свою лабораторию контроля качества топлива. Поэтому “бодяга” — цитирую Леху дословно — “лишний головняк для фраеров. Мы себе не враги, чтоб дополнительно лаванду еще и за это в управе (офисе компании. — Авт.) сливать”. Чем вам не риск-менеджмент по-русски? Получается, что и граждане вроде не в обиде, и жалоб нет, и заправщики довольны.
…Оставшееся бензиновое пятно пришлось срочно посыпать песком, а потом тщательно вымести. Но, несмотря на промозглый холод и отсутствие общения со своим приятелем (Алексей отдыхал), я постепенно начал понимать все плюсы работы “пистолетчиком”. Особенно после того, как только с одной машины получил на чай 100 рублей.
Девушке на “Лэндкрузере” доставило удовольствие сыграть в игру “древнеримский раб и гетера”. Она с величественным видом протянула мне деньги на бензин и осталась в машине, сказав только: “На все”. Кроме того, “пистолетчик”, как никто, имеет все возможности не только лицезреть “железных коней” всех видов и вариаций, но и изучать типажи их владельцев. Про русский наш могучий язык во всей красе диалектизмов и жаргонизмов от автовладельцев отдельная песня: “Эй, плужара, шевели булками! А может, тебя подогреть?”
День третий. Российская механика против “ихней” электроники
Зато день третий с лихвой оправдал все мои ожидания. Помог, как всегда, случай. Не скажу, что очень уж редкий, но при любых раскладах очень своевременный. Прошло не больше часа с начала рабочего дня, как один клиент, что называется, решил полезть в бутылку. А именно попросил заправить его через мерник, то есть чтобы бензин из колонки сперва налили в 10-литровый мерник, а потом из мерника в бак. Ему хотелось проверить колонку на недолив.
Вот и настал момент истины, сказал я себе, приготовившись выслушать невнятные оправдания Алексея на предмет сбоя программы, поломки колонки и т.д. Каково же было удивление присутствовавших, когда вышли ровно требуемые 10 литров бензина Аи-92 и ни граммом меньше. Алексей с торжествующей улыбкой галантно предложил склочному гражданину бросить это гиблое дело и заправиться по-нормальному. Вот тебе и раз! Улучив момент во время слива бензовоза, который, кстати, тоже сопровождался остановкой обслуживания розничных клиентов, я подошел к Лехе. Он выглядел очень довольным. На мой вопрос, в чем причина, он улыбнулся: “Порядок! Щас примем бензовоз, и емкость плюсом сыграет литров на сто — сто пятьдесят, итого имеем сверху 2 с половиной рубля на сигареты”. Рублями Алексей называл тысячи.
— Лех, что-то я не понял, с какой радости?
— Ну ты, физик, емкость в земле, так? Бензин в ней теплый, плюс 3, а сегодня минус 8, он нагревается, расширяется, отсюда и плюс, понял?
— А летом как?
— Ну летом, конечно, не шоколад, наоборот, минуса прут, но ничего, разруливаем за счет недолива. И без хабара все равно не остаемся.
Вот так. Зимой, оказалось, идет пруха сама по себе, за счет законов физики. А гениальность фокуса с мерником, и в целом схема недолива, просто потрясла мое воображение. Со словами: “Учись, пригодится, когда человеком (то есть оператором) станешь”, — мы с Лехой прошли в операторскую. Итак, дела с недоливом у нас на заправке (подчеркну — у нас, поскольку с разным оборудованием “фокусы” разные) обстояли так…
В “голове” каждой колонки поставлен чип. Именно он контролирует точность налива горючего. Не обязательно, что все колонки недоливают одинаково. Например, 92-й “выставлен” на 650—700 граммов с 10 литров, 95-й — на 450—500 граммов. Чипы включаются в работу с помощью тумблера. Мягкий незаметный щелчок — и вместо положенных и оплаченных 20 литров Аи-92 в бензобак попадет 18 литров 600 граммов. То есть 1 литр 400 граммов остались в емкости. Хотя на электронном табло колонки будет высвечено 20 литров и их стоимость по действующим ценам.
Особенно показательна ситуация, когда клиент заправляется до полного бака. Например, бензобак вмещает 60 литров. При включенном чипе недолив составит чуть больше 4 литров. И если его не отключить, то счетчик покажет 64 литра, на которые бак не рассчитан. Обман налицо. Только глупые и наглые операторы спорят в таком случае. В общем, оператор должен четко контролировать ситуацию и соображать, когда и на какое время ему вывести из работы недолив.
С учетом того, что наша заправка в среднем выдает в зависимости от погоды и дня недели до 6 тонн только Аи-92 ежесуточно, в емкости образуется примерно 350—400 литров “лишнего” горючего. Теперь его нужно “обналичить”, то есть продать, минуя кассу без чеков. Для этого есть запасной компьютер, снабженный программой, позволяющей включать и выключать колонку в обход кассы. Кроме того, программа предусматривает удаление отпущенных литров из памяти общей базы данных. При хорошем потоке клиентов избавиться от “левого” бензина можно быстро и незаметно. Тем более что чеки требуют всего 20—30 процентов покупателей, остальных можно отпускать по компьютеру-дублеру.
Что же касается суммарных счетчиков отпуска, поначалу их ежедневно нужно было корректировать и привлекать для этих целей слесаря. А когда счетчики на “моей” АЗС убрали с колонок, функцию подсчета суммарной выдачи на каждой колонке возложили на компьютер.
Итак, подобьем баланс. Кстати сказать, информация о количестве реализованного горючего и сумме дневной выручки является закрытой. Рассчитаем доход “королей бензоколонок” теоретически. При выручке от 230 до 330 тысяч за смену, а это примерно от 12 до 15 тонн горючего, сэкономленных на недоливе, в случае с удобной для расчета пропорцией 500 граммов недолива на 10 литров получается от 600 до 750 литров в емкости. Соответственно, сумма прибыли будет начинаться от 11—12 тысяч рублей в день. Прошу заметить, выбранный вариант с недоливом в 500 граммов вполне гуманный. А ведь есть и другие варианты. Что ж, день прошел не зря, но впереди, как оказалось, было тоже много интересного.
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что чем современнее оборудование, установленное на АЗС, тем сложнее оператору вкупе с остальной компанией мухлевать с ним. На автозаправках нашей же компании, где в ходе реконструкции ставят новое оборудование, “народным умельцам” требуется гораздо больше времени и усилий, чтобы перенастроить технику или скорректировать ее в свою пользу. Правда, игра все равно заканчивается в пользу заправщиков.
День …тый. Воровской механизм
Выглянуло солнышко, настроение было просто замечательное. В общем, жизнь налаживалась. Даже к чаевым привык, и они уже не вызывали отрицательных эмоций. Сами-то заработки радовали, а вот способ их получения — не очень.
Потому что в первый день, когда мне, нормальному немаленькому парню, протягивали деньги, которые многие мои соотечественники добывают гораздо более упорным трудом, было психологически непросто. Иногда, забывшись, я заправлял машину, аккуратно протирал тряпкой крышку бензобака и, абсолютно не задумываясь ни о каких чаевых, отходил к следующей, чем немало веселил Алексея, который в шутку называл меня “голубой кровью” и “принцем датским”. Но тем не менее потихоньку я осваивался, иногда выказывая, как бы между прочим, специфическое служебное рвение — кивком головы показывал оператору, что клиент собирается заправляться в канистру. Незаметно для себя я стал называть всех приезжающих автомобилистов клиентами, причем с “наркобаронскими” нотками в голосе. С волками жить — по-волчьи выть.
Постепенно приходило понимание того, что АЗС — это хорошо отлаженный воровской механизм. Не побоюсь слова “воровской”, поскольку то, чем занимаются многие сотрудники заправок, подпадает под действие сразу нескольких статей УК РФ. Оператор — сердце этого механизма. Главная фигура, от расторопности, сообразительности и коммуникабельности которого зависит плотность наполнения кошельков всех причастных к работе заправки.
Оператор на своей смене отвечает практически за все. И за работу оборудования, и за безопасность, и конфликты, как правило, улаживает самостоятельно. Управляющий, на первый взгляд, лицо преходящее. Хотя у него нормированный рабочий день, проконтролировать его присутствие на АЗС весьма проблематично. Он всегда найдет отговорку для того, чтобы не присутствовать на рабочем месте. А “хабар” ему идет как положено, приличный и в срок.
По рассказам Алексея, в каждом конкретном случае пропорция распределения “левых” денег, как в волчьей стае, зависит от наглости старшего оператора. На моей АЗС ситуация выглядела следующим образом — от общей суммы валового дохода вычиталось ежедневно 700 рублей “прикрепленному” к заправке слесарю (в месяц — 21 тысяча рублей). Остальное делилось таким образом — 50% управляющему (он же старший), 50% оператору. То есть если взять минимальный доход в 12 тысяч рублей ежедневно, то получается по 5 тысяч рублей старшему и оператору в день. Подчеркну, минимальный доход, даже не средний. Однако управляющему все-таки надо отдать должное, поскольку все переговоры на “высшем уровне” проводит именно он. В частности, Михаил периодически выходит на контакт с человеком из КРУ (контрольно-ревизионного управления) компании и получает информацию относительно предстоящих проверок. Такса за подобные услуги фиксированная, однако ее размер соотносится с объемами реализации АЗС.
Значение еще одной “фигуры”, слесаря, тоже трудно переоценить. Если говорить на языке образов, то управляющий — голова, оператор — сердце, а слесарь — руки, механические руки. Его загруженность не такая, как у оператора, ответственность не столь тяжела, как у старшего оператора, но без его технического “кулибинского” интеллекта и мастерства дохода бы не было. И, наконец, “пистолетчик”. В общем пешка, но все-таки кое-что значит. Вероятность стать “ферзем”, то есть оператором, почти нулевая, зато, с другой стороны, работа на свежем воздухе, неплохие чаевые, варьирующиеся в зависимости от заправки и дня недели, и масса общения. И в случае какого-либо шухера именно он ничего не теряет. Почти армейская четкость и японская экономическая эффективность. В сложившейся картине присутствуют все элементы, кроме одного — отношения к происходящему со стороны властей.