О правилах покупок в виртуальных магазинах
Где жалобная книга?!
«Закажите холодильник через Интернет! Это дешевле и быстрее, а главное — с доставкой домой!» — обещают многочисленные виртуальные магазины. Однако нередко получается, что экономии никакой, а нервная система на пределе из-за необязательности курьеров.
ИНТЕРНЕТ-магазины — настоящее спасение для вечно занятых москвичей, у которых весь день уходит на работу и сидение в пробках. Зайти в магазин просто некогда, особенно когда нужная торговая точка располагается на другом конце города. Выход один — залезть в Интернет хоть ночью, выбрать нужный товар и заказать его, не отходя от компьютера. И не секрет, что многие интернет-магазины торгуют товаром со складов, а потому у них покупать выгоднее — в цену не закладывается аренда площади в магазине. Но нужно учитывать несколько нюансов виртуальной торговли.
Цене на слово не верьте
ВЫГОДНОСТЬ каждой покупки в интернет-магазине нужно проверять, даже если сайт пестрит надписями «Лучшая цена в городе!» или «Только сегодня 50% скидки». Есть крупные сети, открывшие отдел продаж через Всемирную паутину, где ценник в торговом зале никак не отличается от цены на сайте. Обязательно обратите внимание на стоимость доставки. Дорогая доставка сведёт на нет всю экономию (см. табл.).
Если вы оставили заказ на сайте, это не значит, что вам тут же напишут или позвонят (хотя большинство фирм клянётся, что у них круглосуточная служба поддержки). Коммерсанты могут откликнуться через неделю или вовсе проигнорировать заявку. Постоянная проблема: выбранный товар уже закончился на складе и по ошибке числится в ассортименте. Лучше всего позвонить в фирму и подтвердить свой заказ устно, а заодно выяснить, не изменились ли цена и условия доставки.
Даже если вам пообещали привезти телевизор в 10.12 и ни минутой позже, не стоит надеяться на пунктуальность грузчиков. Хорошо, если вам доставят товар в тот же день. Не готовы сидеть как на иголках, посматривая на часы, — лучше отпроситесь с работы заранее. Или договаривайтесь с курьером на вечер, когда вам точно не надо будет никуда спешить. Только учтите — за уточнение почасовой доставки с вас могут взять дополнительные деньги.
Не облегчайте жизнь мошенникам
НА ЗАПАДЕ интернет-продажи чрезвычайно распространены, и люди спокойно вносят 100% предоплаты. В Москве лучше действовать по принципу «утром — стулья, вечером — деньги». А если вам очень хочется оплатить покупку кредитной картой, заведите отдельный «пластик» и каждый раз кладите на него ровно столько, сколько стоит товар. Иначе вся зарплата или сбережения за год могут улетучиться в неизвестном направлении после того, как данные кредитки «засветятся» на каком-нибудь безобидном сайте детских игрушек. Причём кража может произойти не сразу, а через полгода, когда на карте скопится приличная сумма денег.
Не оставляйте интернет-продавцам полную информацию о себе, достаточно дать мобильный телефон, фамилию и адрес. Если вам предлагают заполнить длинную анкету и сообщить свой возраст, семейное положение, официальный и фактический адрес, домашний и служебный телефоны, все личные электронные адреса, подумайте о своей безопасности. В лучшем случае ваши данные продадут другим коммерсантам и вас одолеют предложениями застраховаться, купить путёвку, чудо-пылесос и т. д., в худшем — обокрадут. Если вы приобретаете малогабаритный товар, лучше попросить привезти его вам на работу. Если указали домашний адрес — не поленитесь спуститься за небольшой покупкой к входу в подъезд. А то иногда после визита курьера в квартиру хозяева не могут найти лежавшие в прихожей ключи, кошельки. Кроме того, зачем давать постороннему человеку возможность взглянуть, как вы живёте, — не облегчайте жизнь наводчикам.
Виртуальная покупка товара у иностранной интернет-компании может вас сильно разочаровать. Во-первых, многие западные фирмы принципиально не поставляют продукцию в Россию, даже если клиент готов заранее полностью оплатить заказ. Во-вторых, стоимость доставки из США или Германии настолько дорога, что имеет смысл покупать лишь то, что в России не продаётся и не будет продаваться в ближайшее время.
Если «сети притащили» не то, что надо
Заказала по Интернету мебель. Когда её привезли, она оказалась намного темнее, чем на фотографии на сайте. На все мои претензии грузчики ответили, что я обязана оплатить товар и обратно он не принимается. Это законно?
— ЕСЛИ вам не понравился товар, вы имеете полное право его не брать. Курьеру, настаивающему на оплате, посоветуйте перечитать закон «О защите прав потребителей». В этом документе есть пункт, посвящённый дистанционному способу продаж, под который подпадает и интернет-торговля. Там прописано, что «потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи — в течение 7 дней». Имейте в виду, если курьер не приложил к покупке бумагу, где указаны порядок и срок возврата продукции, вы можете вернуть её в течение 3 месяцев.